16RS0036-01-2023-004785-38
Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-3305/2023 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
копия дело № 2-3305/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 сентября 2023 года г.Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Михеевой Л.Н.,
при секретаре Хабибуллиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО СК «Сбербанк страхование жизни» к Журавель Т.И. о признании договора страхования недействительным, применении последствий недействительности договора,
У С Т А Н О В И Л:
ООО СК «Сбербанк страхование жизни» обратилось в суд с иском к Журавель Т.И. о признании договора страхования недействительным, применении последствий недействительности договора, указывая, что 10 ноября 2022 года между сторонами на основании Правил страхования в редакции, утвержденной приказом Генерального директора ООО СК «Сбербанк страхование жизни» заключен договор страхования жизни №. Между сторонами были согласованы все существенные условия договора, о чем свидетельствует подписанный договор страхования, в котором четко указан размере страховой премии, страховой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством. Истцу стало известно, что при заключении договора страхования ответчик не сообщил все необходимые данные о состоянии своего здоровья, что является обязанностью страхователя в соответствии со ст.944 ГК РФ. При заключении договора страхования страхователь был ознакомлен с заявлением на заключение договора страхования и согласился со всеми существенными условиями договора, в том, числе с декларацией застрахованного лица, что подтверждается его подписью. В соответствии с декларацией застрахованного лица, страхователь подтвердил, что у него не имеется заболеваний из установленного в декларации перечня. Из поступивших в адрес истца медицинских документов, а именно выписной эпикриз, выданный ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З. Сигала» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до заключения договора страхования страхователь обращался за медицинской помощью с диагнозом: <данные изъяты>. Таким образом, на момент заключения договора страхования у ответчика имелись заболевания, о которых не было известно истцу. Согласно условий договора страхования, а также Правил страхования, если будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные или недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и оценки страхового риска, страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным. На основании изложенного просит признать недействительным договор страхования №, заключенный между Журавель Т.И. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни»; применить последствия недействительности сделки к договору страхования №, заключенный между ответчиком и ООО СК «Сбербанк страхование жизни».
Представитель истца на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчикиск признала. Последствия признания иска разъяснены и понятны.
Выслушав объяснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью третье статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииразъяснено, чтопри признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Пункт 2 статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Положениями п. 1 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Одновременно положениями п. 3 названной статьи законодатель предусмотрел, что если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 и части 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Из материалов дела следует, что 10 ноября 2022 года между ЖуравельТ.И. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни» заключен договор страхования жизни №, по которому страховщик обязался за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении страхового случая, предусмотренного настоящим договором, осуществить страховую выплату страхователю.
Пунктом 4.1.1. договора страховыми случаями являются следующие событии: смерть застрахованного лица, наступившая в течение действия договора страхования (п.4.1.1.1); несчастный случай, произошедший с застрахованным лицом в течение действия договора страхования и повлекший смерть застрахованного лица, наступившую после окончания действия договора страхования и в срок не более одного года с даты несчастного случая ( страховой риск «Смерть вследствие НС» (п.4.1.1.2); диагностирование в течение действия договора страхования впервые в жизни у застрахованного лица заболевания, повлекшего смерть застрахованного лица, наступившую после окончания действия договора страхования и в срок не более одного года с даты диагностирования заболевания ( страховой риск «Смерть вследствие заболевания») (п.4.1.1.3); установление федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы застрахованному лицу в течение действия договора страхования инвалидности 1 или 2 группы ( страховой риск «Инвалидность 1 или 2 группы») (п.4.1.1.4); несчастный случай, произошедший с застрахованным лицом в течение действия договора страхования и повлекший установление федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы застрахованному лицу в течение действия договора страхования инвалидности 1 или 2 группы после окончания действия договора страхования и в срок не более одного года с даты несчастного случая ( страховой риск «Инвалидность 1 или 2 группы вследствие НС») (п. 4.1.1.5); диагностирование в течение действия договора страхования впервые в жизни у застрахованного лица заболевания, повлекшего установление федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы застрахованному лицу в течение действия договора страхования инвалидности 1 или 2 группы, после окончания действия договора страхования и в срок не более одного года с даты диагностирования заболевания (страховой риск «инвалидность 1 или 2 группы вследствие заболевания») (п.4.1.1.6).
Срок действия договора страхования с 00 час.00 мин. 10 ноября 2022года по 23 ч.59 м. 9 ноября 2023 года при условии уплаты страховых взносов за каждый период страхования в соответствии с условиями и в сроки, указанные в страховом полисе (п. 4.10).
При заключении договора страхования ответчик был ознакомлен с условиями договора страхования и согласился с ними, в том числе с декларацией застрахованного лица.
В соответствии с п. 5.2 страхового полиса страхователь подтверждает, что не является инвалидом 1-ой, 2-ой, 3-ей группы, не имеет действующего направления на медико-социальную экспертизу, а также не имеет и не имел в прошлом следующих заболеваний: онкологического заболевания, ишемической болезни сердца (инфаркта миокарда, стенокардии), инсульта, цирроза печени. Страхователь подтверждает свое ознакомление с тем, что сообщение заведомо ложных сведений является основанием для признания договора страхования недействительным.
Между сторонами были согласованы все существенные условия договоров, о чем свидетельствует подписанные договоры страхования, в которых четко указан размер страховой премии, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством. Однако, в дальнейшем истцу стало известно, что при заключении договоров страхования страхователь не сообщил все необходимые данные о состоянии своего здоровья, что является обязанностью Страхователя в соответствии со ст. 944 ГК РФ. При заключении договоров страхования страхователь был ознакомлен с заявлениями на заключение договоров страхования (Заявление) и согласился со всеми существенными условиями договора, в том числе с декларацией застрахованного лица, что подтверждается его подписью. В соответствии с Декларацией застрахованного лица, страхователь подтвердил, что у него не имеется заболеваний из установленного в декларации перечня.
Судом установлено, что ответчик обратился в ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» с заявлением на выплату страхового возмещения, уведомив тем самым страховую компанию о наступлении страхового случая.
Как следует из ответа ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» от 18 апреля 2023 года, ЖуравельТ.И. отказано в выплате страхового возмещения, поскольку при заключении договора страхования она не сообщила о наличии <данные изъяты>.
Из поступивших в адрес истца медицинских документов, а именно выписного эпикриза, выданного ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З. Сигала» от 16 декабря 2022 года следует, что до заключения договора страхования страхователь обращался за медицинской помощью с диагнозом: <данные изъяты>
Таким образом, на момент заключения договора страхования у ответчика имелось заболевание, о котором не было известно истцу.
В силу п. 3 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п. 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. 179 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерациисделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Согласно п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерациипри недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Суд полагает возможным применить последствия недействительности сделки и обязать истца возвратить ответчику уплаченные по договору страхования серии № страховой взнос в размере 12367 руб. 23 коп.
При установленных обстоятельствах, и исследованных доказательствах, в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доказательств тому, что страховщику о данных обстоятельствах на момент заключения договора страхования было известно или должно быть известно, в материалах дела не имеется. При этом применительно к положениям п. 2 ст. 945 Гражданского кодекса РФ проведение обследования страхуемого лица является правом, а не обязанностью страховщика, тогда как на страхователя ст. 944 Гражданского кодекса РФ возложена обязанность сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, оговоренные в стандартном бланке договора.
Исходя из положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации страховщик при заключении договора вправе рассчитывать на достоверность сведений, представленных страхователем, и исходит из его добросовестности при заключении договора.
Наличие у ответчика вышеуказанной болезни до заключения договора страхования и обладание ответчиком информацией об установлении соответствующих диагнозов до заключения договора страхования, последним не оспаривается. При этом доказательств тому, что на момент заключения договора вышеуказанных болезней у ответчика не имелось, либо тому, что вышеуказанные диагнозы были установлены ответчику необоснованно, последним не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациистороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. подлежат возмещению Журавель Т.И.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
искООО СК «Сбербанк страхование жизни» удовлетворить.
Признать недействительным договор страхования №, заключенный между Журавель Т.И.(ИНН <данные изъяты>) и Обществом с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ИНН <данные изъяты>).
Применить последствия недействительности сделки к договору страхования №, заключенный между Журавель Т.И.(ИНН <данные изъяты>) и Обществом с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ИНН <данные изъяты>).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ИНН <данные изъяты>) в пользу Журавель Т.И. (ИНН <данные изъяты>) в счет возврата уплаченной страховой премии сумму в размере 12367 (двенадцать тысяч триста шестьдесят семь) руб. 23 коп.
Взыскать с Журавель Т.И. (ИНН <данные изъяты>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ИНН <данные изъяты>) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины сумму в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан (подпись) Михеева Л.Н.
Копия верна.
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан Михеева Л.Н.
Решение вступило в законную силу « »_________________2023 года.
Судья: