Дело №12-69/2023 .
УИД 33RS0005-01-2023-001015-53
Р Е Ш Е Н И Е
г. Александров 7 июля 2023 г.
Судья Александровского городского суда Владимирской области Капранова Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хартия» (далее ООО «Хартия») на постановление государственного инспектора ЦМУГАДН ФИО1 № от дата по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хартия» по ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора ЦМУГАДН ФИО1 № от дата, ООО «Хартия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
В жалобе, поступившей в суд, ООО «Хартия» просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что ООО «Хартия» является региональным оператором, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Для осуществление указанной деятельности обществом используются транспортные средства – мусоровозы, находящиеся в собственности ООО «Хартия», которые сертифицированы, одобрены организациями, отвечающими за безопасность дорожного движения, имеют стандартную типовую форму загрузки мусора. Техническое устройство мусоровоза предполагает основную нагрузку на заднюю ось машины, что обусловлено нахождением крупногабаритных силовых элементов гидроустановки. Основная масса спрессованных отходов также приходится на заднюю ось транспортного средства. При этом возможность контролировать собственником вес ТКО при погрузке отсутствует – отходы грузятся исходя из возможного объема, а не веса. Кроме того, распределить равномерно нагрузку на оси мусоровывозящей техники не представляется возможным из-за неоднородного характера ТКО. Выдача специального разрешения на перевозку груза, не являющегося неделимым, согласно «Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», утвержденного Приказом Минтранспорта РФ № 418 от 18.10.2022, не предусмотрена. Однако указанные обстоятельства не были учтены должностным лицом административного органа при установлении вины общества в инкриминируемом правонарушении. ООО «Хартия» лишено возможности в силу специфики рода деятельности как контролировать нагрузку на ось транспортного средства, так и получить специальное разрешение на движение тяжеловесного транспортного средства. Отмечено, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением установленных ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дела, без надлежащего уведомления общества о времени и месте рассмотрения дела, чем нарушено право на защиту.
В судебном заседании представитель ООО «Хартия» ФИО2, действующая на основании доверенности, и ранее участвовавший в судебном заседании на основании доверенности представитель ООО «Хартия» директор филиала «Владимирский» ФИО3, доводы, изложенные в жалобе, поддержали. Дополнительно указали, что деятельность ООО «Хартия» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, где урегулированы стоимость оказываемых услуг, тарифы, маршруты движения, что исключает движение автотранспорта по иному маршруту, в объезд комплекса весогабаритного контроля. Используемая обществом техника отвечает всем техническим требованиям и требованиям безопасности, при этом перечень поставщиков, выпускающих специализированную технику в виде мусоровозов ограничен, возможности заменить ее на иную, с другими характеристиками, не имеется. Просили учесть, что распределение нагрузок между передней и задней осями используемого транспортного средства, выравнивается по мере загрузки мусоровоза. Указали, что общество, как добросовестный участник хозяйственных отношений, пыталось найти решение проблемы, обращалось в различные организации и ведомства, однако данный вопрос не разрешен, поскольку действующее законодательство не дифференцирует основания привлечения к административной ответственности с учетом специфики рода деятельности. Привлечение ООО «Хартия» к административной ответственности с учетом особенностей деятельности и не возможности влиять на имеющиеся фактические обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии вины общества в совершении правонарушения.
ЦМУГДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта надлежащим образом извещенное о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, в суд своего представителя не направило. Каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания в Александровский городской суд не поступало. При таких обстоятельствах неявка участника по делу не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 12.21 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200, тяжеловесным транспортным средством признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении указанных в данной норме условий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Неделимым грузом является груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части (пункт 19 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как усматривается из оспариваемого постановления, 18.02.2023, в 13:31:26, на 127 км+600 м автодороги «Колокша-Кольчугино-Александров-Верхние Дворики» водитель, управляя тяжеловесным 2-осным транспортным средством КМ Без модели 7028 56 на шасси, государственный регистрационный знак №, собственником которого является ООО «Хартия», в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту № измерения параметров ТС превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного ТС на 28,97% (2.897 т) на ось № 2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 12.897 т на ось № 2 при допустимой нагрузке 10.000 т на ось, при этом специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов не выдавалось.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужила фиксация вышеуказанных обстоятельств работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством "СВК-2 РВС", поверка действительна до дата, акт № от дата результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми отходами на территории Владимирской области от 12.09.2019, победителем конкурсного отбора по зоне № 1 (муниципальное образование Александровский район, муниципальное образование Киржачский район, муниципальное образование Кольчугинский район, муниципальное образование Петушинский район, муниципальное образование Собинский район, муниципальное образование Юрьев-Польский район) признано ООО «Хартия».
С учетом указанного, ООО «Хартия» является региональным оператором, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, в собственности которого имеются транспортные средства – мусоровозы.
По сообщению ФКУ «Росдормониторинг» от 04.07.2023 на запрос суда следует, что перевозка наливных, сыпучих и других грузов, включая твердые бытовые отходы, а также твердые коммунальные отходы, которые могут быть разделены на две и более части допускается только с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось не более чем на десять процентов. При этом специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств осуществляющих перевозки делимых грузов, в соответствии с законодательством Российской Федерации не выдаются.
Таким образом, ООО «Хартия» осуществляет транспортировку твердых бытовых и коммунальных отходов, которые являются делимым грузом, специальное разрешение на перевозку которого в силу закона не выдается.
Установлено, что 18.02.2023, в 13:31:26 на 127 км+600 м автодороги «Колокша-Кольчугино-Александров-Верхние Дворики» ООО «Хартия» допустило движение принадлежащего ей тяжеловесного транспортного средства КМ Без модели 7028 56 на шасси, государственный регистрационный знак № с превышением предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного ТС на 28,97% (2.897 т) на ось № 2, двигаясь с нагрузкой 12.897 т на ось № 2 при допустимой нагрузке 10.000 т на ось.
Согласно пункту 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги.
Вместе с тем, в судебном заседании представители ООО «Хартия» последовательно утверждали о том, что конструктивная особенность используемых обществом мусоровозов, производимых ООО ТК «Грузсервис», изначально предусматривает повышенную нагрузку на заднюю ось автомашины и с учетом рода деятельности, связанной с погрузкой ТКО исходя из возможного объема, а не веса, они лишены возможности контроля веса ТКО не превышающего допустимой нагрузки на ось.
В подтверждение указанных доводов обществом представлено письмо от 19.06.2023 за подписью генерального директора ООО ТК «Грузсервис», из которого следует, что исходя из конструкции транспортного средства, мусор загружается в приемный бункер заднего борта, откуда он перемещается в уплотнительный отсек кузова уплотняющим механизмом. Учитывая конструктивную особенность мусоровоза с задней загрузкой, весовая нагрузка на заднюю ось в момент загрузки мусора меняется в зависимости от плотности загружаемых отходов. Распределение нагрузок между передней и задней осями выравнивается по мере загрузки мусоровоза с учетом коэффициента уплотнения.
Из оспариваемого постановления усматривается, что превышение предельно допустимого показателя по осевой нагрузке транспортного средства имеет место именно на задней оси - № 2.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в силу конструктивных особенностей мусоровозов, изначально имеющих утяжеление на заднюю ось автомашины, специфики перевозимого груза, особенности его сбора, строго регламентированного маршрута движения, у общества отсутствует возможность в ходе погрузки делимого груза с каждой контейнерной площадки - исходя из имеющегося объема, в отсутствие методики расчета между массой и объемом ТКО, контролировать его вес и соблюдать требования к допустимой нагрузке на ось. При этом, как указывалось выше, ООО «Хартия» не имеет возможности получить специальное разрешение, поскольку это не предусмотрено законом.
ООО «Хартия» обращалось в ФКУ «Росдормониторинг» с заявлением о возможности получения специального разрешения, о чем в материалы дела представлено соответствующее обращение, однако заявка была отклонена со ссылкой на положения Федерального закона РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из объяснений представителей ООО «Хартия» в судебном заседании, в силу сложившейся ситуации, когда общество лишено возможности осуществлять контроль за допустимыми осевыми нагрузками транспортных средств, установленными действующим законодательством, а также получить специальное разрешение, они предпринимали все возможные меры к разрешению данной проблемы.
В материалы дела представлен ответ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области от дата, в ответ на обращение директора филиала «Владимирский» ООО «Хартия», из которого следует, что с точки зрения действующего законодательства Министерство не может поддержать позицию ООО «Хартия», предлагается использование других марок подвижного состава с более равномерным распределением нагрузки по осям для перевозки грузов.
ООО «Хартия» для разрешения сложившейся ситуации обращалось в адрес Минприроды Владимирской области, после чего Министерством в адрес ЦМУГАДН дата был направлен запрос с просьбой рассмотреть вопрос об учете при весовом контроле конструктивных особенностей автомобилей-мусоровозов и недопущении необоснованного привлечения общества к административной ответственности, с указанием на то, что назначение значительных штрафов ставят под угрозу исполнение региональным оператором взятых обязательств по обращению с отходами, при этом используемый тип мусоровозов с утяжеленной задней частью был одобрен.
В ответ на данное обращение И.о. начальника Управления ЦМУГДН Министру природопользования и экологии Владимирской области было сообщено, что действующим законодательством не предусмотрено освобождение собственников транспортных средств, осуществляющих деятельность по перевозке ТКО от административной ответственности за превышение нагрузки на ось транспортного средства.
В адрес суда представителем ООО «Хартия» было представлено письмо Министра природопользования и экологии Владимирской области от дата, из которого следует, что Министерство поддерживает позицию регионального оператора относительно необоснованности привлечения к административной ответственности за превышение нагрузки на ось транспортного средства.
Таким образом, учитывая отсутствие объективной возможности размещения делимого груза на транспортном средстве с учетом допустимой нагрузки на ось транспортного средства, отказа ФКУ «Росдормониторинг» в выдаче специального разрешения и невозможности использования обществом мусоровозов в его отсутствие, принимая во внимание тот факт, что тип используемого транспортного средства надлежащим образом одобрен, ООО «Хартия» фактически лишается права пользования транспортными средствами- мусоровозами, допущенными к эксплуатации на территории РФ, что противоречит действующему законодательству и нарушает права собственника.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе судебного заседания представителями ООО «Хартия» последовательно заявлялось, что вины общества в инкриминируемом нарушении нет. В силу специфики используемых транспортных средств – мусоровозов, характера груза, особенностей сбора и транспортировки груза, общество лишено возможности как получить специальное разрешение, так и осуществлять контроль допустимой нагрузка на ось транспортного средства, что фактически ведет к невозможности осуществления экономической деятельности либо ее осуществлении с нарушением действующего законодательства и постоянному привлечению к административной ответственности в виде административных штрафов, что в конечном итоге приведет к нарушению контракта и прекращению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Хартия» предпринимались исчерпывающие меры к соблюдению требований действующего законодательства, однако как установлено в судебном заседании, у общества отсутствовала объективная возможность для их исполнения, что свидетельствует об отсутствии вины ООО «Хартия» в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора ЦМУГАДН ФИО1 № от дата по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хартия» по ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ООО «Хартия» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хартия» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора ЦМУГАДН ФИО1 № от дата по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хартия» по ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хартия» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья . Л.Е. Капранова
.
.
.