Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-946/2023 ~ М-5/2023 от 09.01.2023

24RS0002-01-2023-000010-57

№2-946/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2023 года                                                                                              г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Заботина О.Л.

при секретаре Рудаковой А.В.,

с участием помощника прокурора Алешиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах Лебедевой Галины Ивановны к     Фонду пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор    в интересах     Лебедевой Галины Ивановны обратился к Фонду пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю с исковыми требованиями о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 10447,81 руб., компенсации морального вреда в сумме 5000 руб. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной    прокуратурой     по обращению Лебедевой Г.И. установлено, что     последней 25.07.2022 г.    в филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ    подано    заявление    на выплату    компенсации за    самостоятельно приобретенные    технические средства реабилитации согласно    индивидуальной    программе реабилитации     или абилитации: слуховой аппарат    цифровой заушный сверхмощный на сумму 9265 руб., вкладыш ушной    индивидуального    изготовления     (для слухового аппарата) на сумму 1182,81 руб.    Заявление    Лебедевой Г.И. рассмотрено филиалом № 8 ГУ КРО ФСС РФ и принято решение    о выплате ей компенсации в размере 101447,81 руб., которая    на момент предъявления иску в суд не выплачена. В связи с длительным неполучением Лебедевой    Г.И. компенсации за самостоятельно приобретённые    технические средства реабилитации,     истец Лебедева Г.И. фактически испытывала моральные страдания, переживания, связанные с несвоевременным    приобретением    необходимых    средств реабилитации и имея    затрудненное материальное положение вынуждена была     изыскивать денежные средства для покупки      средств реабилитации (л.д. 3-6).

Определением суда от 07.02.2023 г. к участию в деле в качестве    третьего лица привлечено Министерство финансов РФ (л.д. 32).

В судебном заседании    помощник Ачинского городского прокурора Алешина Н.А. заявленные требования поддержала частично, настаивала в полном объеме на    требованиях о взыскании компенсации морального вреда в связи с перенесенными    нравственными страданиями    Лебедевой Г.И. в результате нарушения ее прав как инвалида.

Истец Лебедева    Г.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена     надлежащим образом (л.д. 33-35), представила заявление о прекращении производства по делу    в части требований взыскании    компенсации за самостоятельно приобретенные технические    средства    реабилитации в сумме 10447,81 руб. в связи с отказом от иска по причине    выплаты данной компенсации, на требованиях о взыскании компенсации морального вреда настаивала (л.д. 41).

Представитель ответчика Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, а также представитель третьего лица Министерства финансов РФ      в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 33, 36), причины неявки не     сообщили.

Представитель Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю по доверенности Леонтьева Ю.С. представила    отзыв на исковое заявление,    в котором      просила в удовлетворении исковых требований отказать в связи с выплатой Лебедевой Г.И. 08.02.2023 г.     компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 10447,81 руб., что подтверждается платежным поручением № 6036 от 08.02.2023 г. С требованиями о     взыскании компенсации морального вреда представитель Леонтьева БЮ.С.      не согласилась поскольку требования истца носят имущественный характер. Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30, указала, что требования о взыскании с государственных внебюджетных фондов компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, поскольку специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих социальное обеспечение инвалидов, к такой ответственности не имеется (л.д. 38, 39).

Определением суда от 04.04.2023 г. производство по делу в части требований о взыскании с     Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю    в пользу Лебедевой Г.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации    в сумме 10447,81 руб. – прекращено в связи с отказом    от иска.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федеральный закон N 181-ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.

Согласно статье 10 Федеральный закон N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федеральный закон N 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федеральный закон N 181-ФЗ).

В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".

Пунктами 5-7 Порядка предусмотрено осуществление выплаты компенсации инвалиду за самостоятельно приобретенное ТСР по заявлению инвалида или лица, представляющего его интересы, уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации в размере, определенном на основании ИПР инвалида, а также стоимости ТСР, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленным законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок ТСР.

Материалами дела подтверждается, что Лебедева Галина Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.06.2018 г. является инвалидом третьей группы     бессрочно (л.д. 10-11).

С соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 481.17.24/2018 предусмотрено представление Лебедевой Г.И. средств технической реабилитации, а именно: слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного (1 шт.),    вкладыша    ушного индивидуального изготовления (для слухового аппарата) 1 шт. (л.д. 12-17).

    25 июля 2022 г. Лебедева Г.И. обратилась в ГУ КРО ФСС РФ    с заявлением о    выплате компенсации       за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации    слуховой аппарат заушной сверхмощный и вкладыш    ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), данное заявление рассмотрено ГУ КРО ФСС РФ    и    принято решение о выплате Лебедевой    Г.И. компенсации     за приобретенные технические средства реабилитации - слуховой аппарат заушной сверхмощный в сумме 9265 руб. и вкладыш    ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в сумме 1182,81 руб.,    что подтверждается сообщением ГУ КРО ФСС РФ      от 24.11.2022 г. (л.д. 20-25).

Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается завершение реорганизация ГУ КРО ФСС РФ       в форме присоединения к      другому юридическому лицу и смена наименования     на ОСФР по Красноярскому краю.

      Согласно платежному поручению № 6036 (л.д. 39) компенсация      за приобретённые технические средства реабилитации выплачена Лебедевой Г.И.    08.02.2023 г.

Разрешая исковые требования     о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из       того, что право получения меры социальной поддержки, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

В этой связи, обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации или выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этой категории граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в том числе права на социальную защиту, здоровье, гарантированные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законом.

Так, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившиеся в несвоевременной компенсации инвалиду Лебедевой Г.И. стоимости ТСР, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064), устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд находит несостоятельными доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг (а равно, своевременного получения компенсации в случае их самостоятельного приобретения), оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными отношениями.

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает степень вины ответчика, длительность нарушения    прав истца,     считает возможным, исходя из принципа разумности и справедливости, определить компенсацию морального вреда в пользу Лебедевой Г.И. в сумме 2 000 руб.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования     Ачинского городского прокурора в интересах Лебедевой Галины Ивановны удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Лебедевой Галины Ивановны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ (паспорт ) с Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ИНН/КПП 2466001885/246501001) в счет компенсации морального вреда 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Председательствующий судья                         Заботина О.Л.

Мотивированное решение изготовлено 11.04.2023 г.

2-946/2023 ~ М-5/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ачинский городской прокурор
Лебедева Галина Ивановна
Ответчики
Филиал № 8 ГУ-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Заботина Ольга Леонидовна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2023Подготовка дела (собеседование)
07.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2023Дело оформлено
20.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее