Дело № 2 – 267/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года <адрес>
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Липатовой И. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Алатырь <адрес> (межрайонному) о включении в общий страховой стаж периода работы и назначении страховой пенсии по старости,
Установил:
Липатова И.В. обратилась в суд с иском к УПФР в <адрес> Республики - <адрес>, свои исковые требования обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 55 лет она обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии по старости. Однако, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что ответчик не учел ее стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алатырском тресте общественного питания, где она работала почти 7 лет мойщицей посуды. Отказ в зачете указанного страхового стажа ответчик мотивировал тем, что указанный период работы заверен подписью директора и печатью организации «Волжанка», в дате принятия на работу имеется исправление, не заверенное печатью, наименование организации не соответствует ей в оттиске печати, а согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБУ «Алатырский городской архив», документы «Алатырской конторы общепита», «Волжанка» на хранение в архив не передавались. Между тем, она фактически работала весь вышеуказанный период в «Алатырский трест общественного питания» мойщицей посуды, а как он переименовывался в МПО «Кредо» и МПО «Волжанка» должен был знать работодатель, его отдел кадров и своевременно вносить записи и издавать соответствующие приказы в её трудовую книжку.
Просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> <адрес> включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алатырском тресте общественного питания и назначить пенсию с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Липатова И.В. и исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФР в <адрес> Республики – <адрес> Варганова О.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что у Липатовой И.В. не хватает коэффициента для назначения страховой пенсии по старости. В случае удовлетворения исковых требований индекс ее пенсионного коэффициента повысится до № и тогда это условие даст возможность на назначение ей пенсии.
Допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №2 показала, что вместе с истцом Липатовой И.В. работала в Алатырском тресте общественного питания, который впоследствии был реорганизован в МПО «Кедр», затем в МПО «Волжанка». Липатова И.В. работала мойщицей посуды, а она сначала кассиром, а потом также в столовой. Они проработали вместе 7 лет.
Свидетель Свидетель №1 показала, что в ДД.ММ.ГГГГ году она подавала иск по аналогичному предмету и его удовлетворили. Вместе с Липатовой И.В. они работали в общепите. Липатова И.В. работала там мойщицей посуды.
Суд, выслушав доводы участников процесса, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Липатовой И.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Перечень документов, подтверждающих включаемые в страховой стаж периоды работы, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица и после такой регистрации, до 31 декабря 2014 г. установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015, действующими на момент обращения истца за назначением пенсии.
Согласно п № п. 11, 60 указанных Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Перечень документов, подтверждающих включаемые в страховой стаж периоды работы, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица и после такой регистрации, установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555.
Согласно пп. 6, 7 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Копией решения УПФР в <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в трудовой книжке Липатовой И.В. имеются записи: № от ДД.ММ.ГГГГ: «Принята мойщицей посуды в Алатырский трест общественного питания» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); № от ДД.ММ.ГГГГ – «уволена по сокращению» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Период работы заверен подписью директора и печатью организации «Волжанка». Запись оформлена с отклонением от требований Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: в дате принятия на работу имеется исправление, не заверенное печатью, наименование организации в сведениях о работе не соответствует наименованию организации в оттиске печати при увольнении. Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБУ «Алатырский городской архив», документы Алатырской конторы «Общепита» и МПО «Волжанка» на хранение в архив не передавались.
Из трудовой книжки АТ-I № истца Липатовой И.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ принята мойщицей посуды в Алатырский трест общепита (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией Алатырского треста общепита считать мойщицей посуды МПО «Кедр» (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией МПО «Кедр» считать мойщицей посуды МПО «Волжанка» (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по сокращению (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п.п. 2.3, 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. N 162 (ред. от 19.10.1990 г.), действующей в спорный период, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении – в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Аналогичные требования к ведению трудовых книжек предусмотрены и действующими в настоящее время Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 г. N 225 (п. 35).
Произведенные записи о приеме и об увольнении Липатовой И.В. в спорный период в её трудовой книжке соответствуют требованиям Инструкции.
Вместе с тем Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, содержала п.2.14, в соответствии с которым, если за время работы рабочего или служащего наименование предприятия изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки делается запись: «Предприятие такое-то с такого-то числа переименовано в такое-то», а в графе 4 проставляется основание переименования - приказ (распоряжение), его дата и номер.
Записи о переименовании Алатырского треста общепита на МПО «Кедр», затем МПО «Кедр» на МПО «Волжанка» в трудовой книжке Липатовой И.В. в спорные периоды не имеется.
Допрошенные в качестве свидетелей бывшие работники Алатырского треста общепита, МПО «Кедр», МПО «Волжанка» Свидетель №2 и Свидетель №1 подтвердили факт работы Липатовой И.В. мойщицей посуды в общепите с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что истец Липатова И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности мойщицы посуды в Алатырском тресте общепита, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности мойщицы посуды в МПО «Кедр», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности мойщицы посуды в МПО «Волжанка», данные периоды подлежат включению в общий страховой стаж истца для назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью первой статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом указанных периодов истец приобрела право на назначение страховой старости по достижении возраста 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Липатовой И. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Алатырь <адрес> (межрайонному) о включении в общий страховой стаж периода работы и назначении страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики – <адрес> (межрайонное) включить период работы Липатовой И. В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алатырском тресте общественного питания в общий страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики – <адрес> (межрайонное) назначить Липатовой И. В. страховую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий