Дело№2-1096/2023
91RS0004-01-2023-000924-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2023 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Ксендз И.С.,
ведении протокола секретарем судебного заседания - Голованевой К.С.,
с участием:
помощника Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора – Тютюнник Д.С.,
рассмотрев в открытом в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому кооперативу рекреационного назначения «Катран», третье лицо: Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд к Потребительскому кооперативу рекреационного назначения «Катран» в котором просит:
- обязать потребительский кооператив рекреационного назначения «Катран» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласовать с Азово-Черноморским территориальным Управлением Росрыболовства осуществление деятельности по сбору сточных вод в водный объект Черное море.
Исковые требования мотивированы тем, что Симферопольской межрайонного природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере сохранения водных биологических ресуросов ПКРН «Катран», в ходе которой было установлено, что ответчиком при использовании водных объектов с целью сброса сточных вод, условия использования выполняются не в полной мере. Так, ПКРН «Катран» осуществляет свою деятельность без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. По данному факту в адрес ПКРН «Катран» внесено представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени не проучено согласование деятельности с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, что может повлечь причинение ущерба водным биологическим ресурсам вследствие повреждения нерестовых площадей, повреждения дна водоемов, образование шлейфов мутности, водозабор, создать реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, создать риск возникновения заболеваний населения, что нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с указанным иском.
На основании определения суда, занесенного в протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГг. принят к производству уточненный иск Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в котором прокурор просит:
- возложить на потребительский кооператив рекреационного назначения «Катран» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить согласование осуществляемой хозяйственной деятельности по сбросу сточных вод в водный объект реку Укскут городской округ Алушта, <адрес> в координатах точки сброса сточных вод № с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в соответствии с ч.1 ст.50 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГг. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также с правилами согласования Федеральным агентством строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №.
В судебном заседании прокурор иск поддержал по изложенным в нем мотивам, просил удовлетворить в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Алуштинского городского суда в Интернет-портале.
В письменных пояснениях представитель третьего лица Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО5 иск поддержал, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством осуществление деятельности по сбросу сточных вод после канализационных очистных сооружений в реку Ускут должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 4 статьи 27, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Таким образом, иск предъявлен Керченским межрайонным природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
В части 2 статьи 16 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (часть 1).
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2).
В силу части 1 статьи 67 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Пунктом 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г. №380 предусмотрено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, помимо прочего являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт "б"); производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт "в"); предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов (подпункт "г"); выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт "е"); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт "ж"); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт "з").
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации издало постановление от 30.04.2013г. №384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания" и Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В силу подпункта "б" пункта 3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусматривает необходимость предоставления при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
"О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания"
При рассмотрении дела судом установлено, что ПКРН «Катран» зарегистрировано 18.01.2015г. с дополнительным видом деятельности - сброс и обработка сточных вод.
Согласно уставу ПКРН «Катран» предметом его деятельности является, в том числе: вопросы водоотведения инфраструктуры кооператива.
Согласно решению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 27.05.2019г. №91-21.01.00.005-Р-РСБК-С-2019-00800, ПКРН «Рыбачье» предоставлен в пользование водный объект – вода в реке Ускут, для осуществления сброса сточных вод после канализационных очистных сооружений в реку Ускут городской округ Алушта, с.Приветное (которая впадает в акваторию Черного моря) в координатах точки сброса сточных вод 44°48"07,6"" СШ 34°41"29,8"" ВД.
В пункте 2.3 решения указаны условия использования водного объекта, в том числе:
- недопущении нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде (подпункт 1);
- ведении наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, а также представлении в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым (подпункт 5);
- осуществлении мер по охране водного объекта от загрязнения и засорения (подпункт 7);
- осуществлении сброса сточных вод в реку Ускут городской округ Алушта, с.Приветное (которая впадает в акваторию Черного моря) в координатах точки сброса сточных вод 44°48"07,6"" СШ 34°41"29,8"" ВД
- осуществлении сброса сточных вод в соответствии с графиками их выпуска (сброса), согласованными с органами, принявшими и выдавшими настоящее решение, при условии недопущения залповых сбросов сточных вод (подпункт 11);
- согласовании планируемой деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от № от № "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания" (подпункт 28).
Согласно сведениям реестра объектов негативного воздействия на окружающую природную среду используемый ПКРН «Катран» КОС в городском округе Алушта <адрес> поставлен на кадастровый учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду как объект III категории.
Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении водоотведения.
По результатам проверки было установлено, что деятельность ПКРН «Катран» по сбросу сточных вод с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству не согласована. Согласно протоколов лабораторных исследований в очищенной сточной воде перед сбросом в водный объект установлено наличие общих нитрата-аниона, БКПполн, амоний-ион, АПАВ, превышает нормативы допустимого сброса.
В связи с выявленными нарушениями 14.10.2022г. заместителем Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6 в адрес ПКРН «Катран» внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, однако меры, направленные на устранение выявленных нарушений не предприняты.
10.11.2022г. за исх.110 ПКРН «Катран» был дан ответ на указанное представление, в котором указывается, что представление рассмотрено на заседании правления ПКРН «Катран», на котором принято решение о проведении в кратчайшие сроки работы по согласованию осуществляемой хозяйственной деятельности с органами Росрыболовства.
Согласно письму Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от №. исх№ удовлетворение иска поддерживает в ввиду отсутствия согласования осуществления деятельности по сбросу сточных вод.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, стороной ответчика не представлено.
Указанные обстоятельства приводят к нарушениям конституционных прав граждан на благоприятные условия жизни, не способствуют рациональному использованию природопользования и обеспечения экологической безопасности. Выявленные нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены, что может в свою очередь привести к значительному ущербу прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии с положениями части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме № рублей.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО9, третье лицо: ФИО10, о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, – удовлетворить.
Возложить на ФИО8 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить согласование осуществляемой хозяйственной деятельности по сбросу сточных вод в водный объект реку Укскут городской округ Алушта, <адрес> в координатах точки сброса сточных вод № с ФИО11 по рыболовству в соответствии с ч.1 ст.50 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГг. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также "Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №.
Взыскать с ФИО7 в доход соответствующего бюджета госпошлину в сумме № рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья Ксендз И.С.