Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5376/2019 ~ М-5355/2019 от 31.05.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2019 года                               г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Щербинина Б.Ю. при секретаре судебного заседания Гордевой Н.А., в отсутствие истца Ткаченко Н.Х., представителей ответчиков - Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование, Байконурского филиала Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование, Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур, а также представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков - Администрации города Байконур, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Отдела здравоохранения города Байконур, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению Ткаченко Н.Х. к Обществу с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование, Байконурскому филиалу Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о выдаче полиса обязательного медицинского страхования и включении в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц,

установил:

Ткаченко Н.Х. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью ООО ВТБ Медицинское страхование (далее – ООО ВТБ МС), Байконурскому филиалу ООО ВТБ МС и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур (далее по тексту – ТФОМС) о признании решения об отказе в выдаче ей полиса обязательного медицинского страхования незаконным и признании за ней права на получение полиса обязательного медицинского страхования, в котором просила: обязать ООО ВТБ МС направить в ТФОМС сведения для получения Ткаченко Н.Х. полиса обязательного медицинского страхования и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС, а также обязать ТФОМС включить Ткаченко Н.Х. в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является лицом без гражданства, длительное время проживает и зарегистрирована в городе Байконур по месту жительства, относится к членам семьи персонала космодрома «Байконур».

26 апреля 2019 года режимная комиссии администрации города Байконур своим решением разрешила ей постоянное проживание в г. Байконуре. В связи с наличием данного решения режимной комиссии она обратилась в Байконурский филиал ООО ВТБ МС с просьбой выдать полис обязательного медицинского страхования, однако решением заместителя директора филиала от 28 мая 2019 года исх. № 458 в выдаче полиса ОМС ей отказано, чем нарушено право на бесплатную медицинскую помощь в медицинских учреждениях Российской Федерации в городе Байконур.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также Администрация и Отдел здравоохранения города Байконур.

Истец, а также представители ответчиков и третьих лиц, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились и в адресованных суду заявлениях просили рассмотреть дело без своего участия.

В суд от представителя ООО ВТБ МС Избаевой Ж.Н. и представителя ТФОМС Григорьевой Н.А. поступили письменные возражения, в которых они исковые требования не признали, указав, что Ткаченко Н.Х., будучи лицом без гражданства, не имеет вида на жительство либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вследствие чего, по мнению ответчиков, не имеет права на получение полиса ОМС.

Подобные доводы изложены также в письменных возражениях Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Отдела здравоохранения города Байконур.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Ткаченко Н.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом без гражданства, постоянно проживает в городе Байконур с 1967 года по адресу: г. Байконур, <адрес>, имея в данном жилом помещении регистрацию по месту жительства.

Ткаченко Н.Х. получает в военном комиссариате РФ г. Байконур пенсию по случаю потери кормильца – её умершего супруга - военнослужащего, назначенную в соответствии с законодательством РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде копиями удостоверения лица без гражданства, адресной справки, решения режимной комиссии, договора найма жилого помещения, пенсионного удостоверения, а также содержанием искового заявления и не оспаривались ответчиками и третьими лицами.

Из исследованного в суде письменного ответа от 28 мая 2019 года исх. № 458 заместителя директора Байконурского филиала ООО ВТБ «МС» Избаевой Ж.Н. на обращение истца следует, что последней отказано в выдаче полиса ОМС в связи с тем, что она является лицом без гражданства.

Разрешая исковые требования по существу, суд исходит из следующего.

Из смысла статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что местом жительства гражданина является любое жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

С учетом длительности проживания Ткаченко Н.Х. в городе Байконур, получения в нем пенсии, суд приходит к выводу, что Ткаченко Н.Х., имея разрешение на проживание в городе и регистрацию по месту жительства, является жителем г. Байконур.

В силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определён приоритет международного договора над национальным законодательством, из чего следует, что, если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Аналогичная норма закреплена в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ), согласно которому в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 1995 г.) город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

В соответствии с пунктом 1.6 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 1994 г.) персоналом космодрома «Байконур» являются, в том числе гражданские лица, работающие на постоянной и временной основе на объектах космодрома и обеспечивающих объекты комплекса «Байконур». Пунктом 1.7 Договора установлено, что члены семьи персонала космодрома «Байконур» это супруги, дети, родители членов персонала космодрома, а также совместно проживающие с ним и находящиеся на их иждивении лица.

Согласно пункту 6.12 Договора аренды на территории комплекса «Байконур» в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей применяется законодательство РФ, и действуют её компетентные органы.

При этом суд отмечает, что указанная норма международного договора не содержит какого-либо указания на гражданство супругов в качестве необходимого условия для их признания членом семьи персонала космодрома «Байконур».

Таким образом, в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов истец относится к членам семьи персонала космодрома «Байконур» независимо от её гражданства, то есть в отношении неё должно применяться законодательство России и действовать её компетентные органы.

В силу статей 2 и 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» (ратифицировано Федеральным законом от 05 июня 2012 года № 57-ФЗ) финансирование организаций здравоохранения осуществляется Российской Федерацией в отношении федеральных организаций здравоохранения, расположенных на территории комплекса «Байконур», а медицинская помощь гражданам РФ (граждане, работающие в российских организациях комплекса «Байконур», в том числе персонал космодрома «Байконур» и члены семей персонала космодрома, неработающие жители города Байконур, граждане, временно находящиеся на территории комплекса «Байконур»), оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом российской стороны, федеральными организациями здравоохранения и их подразделениями.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», лица без гражданства постоянно или временно проживающие в Российской Федерации подлежат регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Согласно пункту 1 и подпункту «б» пункта 5 статьи 10 Федерального закона № 326-ФЗ к числу застрахованных лиц относятся, в том числе, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства - неработающие пенсионеры.

Пунктом 1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона установлено, что застрахованное лицо имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 326-ФЗ определено, что страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 данного закона, являются органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, иные организации, определенные Правительством РФ. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

При этом территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13).

Территориальный фонд осуществляет, такие полномочия страховщика, как обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, а также ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц (подпункты 8, 16 пункта 7 статьи 34).

Согласно пунктам 6.1 и 6.2 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования города Байконур, утверждённого постановлением главы администрации г. Байконур № 143 от 29 августа 2011 года (с изм. от 16 октября 2018 года) задачами Территориального фонда, в том числе, является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом, согласно пункту 8.16 вышеуказанного Положения, Территориальный фонд, осуществляя свои полномочия страховщика, ведёт региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. При этом определено, что порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

При этом суд отмечает, что вопрос о медицинском обслуживании в отношении неработающих жителей города Байконур - граждан Российской Федерации или Республики Казахстан, урегулирован вышеназванным Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса "Байконур". Однако указанный международный договор РФ не содержит положений об оказании медицинской помощи лицам без гражданства.

Согласно пунктам 31.1 и 34 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 года № 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования», постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам без гражданства выдается бумажный полис со сроком действия до конца календарного года. При этом временное свидетельство подтверждает оформление полиса и удостоверяет право на бесплатное оказание гражданину медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Ткаченко Н.Х. относится к застрахованным лицам как член семьи персонала комплекса «Байконур» и неработающий житель города Байконур (пенсионер) и имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования до конца календарного года, в течение действия разрешения на постоянное проживание.

Доводы ответчиков о том, что выдача истцу полиса ОМС без документов, подтверждающих получение вида на жительство в РФ или разрешение на временное проживание в РФ, невозможна, а регистрация истца по месту жительства в г. Байконур не может заменить перечисленные документы для выдачи полиса ОМС по следующим основаниям.

Так, административные регламенты, утвержденные приказами МВД РФ от 23 ноября 2017 года № 881 и от 27 ноября 2017 года № 891, не учитывают особенности функционирования г. Байконур с учетом международных договоров РФ и, соответственно, не позволяют истцу получить в УМВД России на комплексе «Байконур» разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Более того, отделение по вопросам миграции УМВД России на комплексе Байконур, ведущее регистрационный учет граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства в пределах границы города и комплекса «Байконур», в соответствии с пунктом 12.2.7 Положения об отделении по вопросам миграции, утверждённого приказом начальника УМВД России на комплексе «Байконур» от 16 марта 2017 года № 231, государственные услуги по выдаче вида на жительство в РФ или разрешение на временное проживание в РФ не оказывает.

Соответственно, с учетом невозможности получения истцом по месту проживания в городе Байконур государственных услуг по выдаче вида на жительство в Российской Федерации или разрешения на временное проживание на территории РФ, суд приходит к выводу о том, что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права истца, как неработающего жителя города Байконур, на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период действия разрешения на проживание в г. Байконуре и регистрации по месту жительства.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Соответственно, с учетом невозможности получения истцом по месту жительства в г. Байконуре государственных услуг по выдаче вида на жительство в Российской Федерации или разрешения на временное проживание, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права истца, как члена семьи персонала космодрома «Байконур», на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период регистрации по месту жительства в г. Байконуре.

Таким образом, восстанавливая нарушенные права истца, суд признает решение ответчика ООО ВТБ «МС», оформленное письмом от 28 мая 2019 года исх. № 458, об отказе Ткаченко Н.Х. в выдаче полиса обязательного медицинского страхования незаконным и обязывает направить в ТФОМС сведения для получения истцом полиса ОМС и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС, а ТФОМС обязывает включить Ткаченко Н.Х. в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Исковое заявление Ткаченко Н.Х. к Обществу с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование, Байконурскому филиалу Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о выдаче полиса обязательного медицинского страхования и включении в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц, – удовлетворить.

Признать незаконным решение Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование, оформленное письмом от 28 мая 2019 года исх. № 458, об отказе в выдаче Ткаченко Н.Х. полиса обязательного медицинского страхования.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование направить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур сведения для получения Ткаченко Н.Х. полиса обязательного медицинского страхования и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур включить Ткаченко Н.Х. в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу Б.Ю. Щербинин

2-5376/2019 ~ М-5355/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ткаченко Неля Хайриевна
Ответчики
ООО ВТБ "Медицинское страхование"
БФ ООО ВТБ "Медицинское страхование"
Другие
Администрация
ФОМС
Суд
26 гарнизонный военный суд (Территории за пределами РФ)
Судья
Щербинин Борис Юрьевич
Дело на странице суда
26gvs--kaz.sudrf.ru
31.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2019Передача материалов судье
03.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2019Подготовка дела (собеседование)
13.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2019Судебное заседание
04.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2019Дело оформлено
04.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее