ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-465/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 7 февраля 2024 г.
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Шпырко А.А. (далее – Шпырко А.А.), действующей в интересах Сидорова А.И., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района города Саратова от 22 августа 2023 г. и решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 27 сентября 2023 г., вынесенные в отношении заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) Сидорова А.И. (далее – Сидоров А.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района города Саратова от 22 августа 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 27 сентября 2023 г., заместитель управляющего ОСФР по Саратовской области Сидоров А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шпырко А.А., действуя в интересах Сидорова А.И., просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Сидоров А.И. и прокуратура Саратовской области, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сидорова А.И. к административной ответственности) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 1.1 или 2 данной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию сроком на шесть месяцев; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, – от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию сроком на шесть месяцев.
Частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 названного Федерального закона.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 г. № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее – Административный регламент), согласно которому результатом предоставления государственной услуги среди прочего является выплата компенсации расходов заявителям в случае приобретения соответствующих технических средств (изделий), а также оплаты услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) за собственный счет заявителям, указанным в подпункте «з» пункта 2 Административного регламента (подпункт «г» пункта 10 Административного регламента).
В силу подпункта «з» пункта 2 Административного регламента к заявителям на получение государственной услуги относятся инвалиды, в том числе дети-инвалиды.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также – Порядок), согласно которому:
компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (пункт 3);
решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом, или путем почтового перевода (пункт 6).
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Саратовской области в ходе проверки по обращению ФИО5 о нарушении законодательства об организации предоставления государственных услуг установлено, что Сидоров А.И., будучи заместителем управляющего ОСФР по Саратовской области, являясь ответственным за организацию предоставления государственных услуг, допустил нарушения установленных названными выше нормативными правовыми актами требований о сроках предоставления государственной услуги.
Так, 11 мая 2023 г. в ОСФР по Саратовской области поступило заявление ФИО5 о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации: слуховой аппарат (цифровой, заушный, мощный). 18 мая 2023 г., то есть в установленный Порядком срок, названным учреждением по данному заявлению принято решение по выплате компенсации. Однако, денежные средства на выплату инвалиду компенсации направлены ОСФР по Саратовской области ФИО5 только 13 июня 2023 г., то есть с нарушением срока, установленного пунктом 6 Порядка.
Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Проведенной проверкой также установлено, что вступившим 17 марта 2023 г. в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района города Саратова от 17 февраля 2023 г., Сидоров А.И. подвергнут административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в предоставлении государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, а именно: с нарушением срока выдано направление на получение противопролежневого матраца.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Сидорова А.И. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 августа 2023 г. (л.д. 3-6); заявлением ФИО5 от 11 мая 2023 г. (л.д. 19-20); уведомлением о принятом решении по выплате компенсации от 18 мая 2023 г. (л.д. 21); платежным поручением от 13 июня 2023 г. (л.д. 24), и другими, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Сидоров А.И., зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению требований законодательства о предоставлении государственных услуг, исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял.
Проанализировав имеющиеся доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Сидорова А.И. состава вменяемого правонарушения.
Действия Сидорова А.И. квалифицированы по части 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, судьями созданы лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав, выяснялись, исследовались доводы и доказательства, выдвинутые в защиту Сидорова А.И., им дана верная оценка. Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов суда.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Доказательства, на основании которых установлена виновность Сидорова А.И. получены уполномоченным на то должностным лицом в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Сидорова А.И. состава вмененного ему административного правонарушения опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств и отмены обжалуемых актов не влекут.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы, в том числе касающиеся пределов лимита бюджетного финансирования, квалификации действий Сидорова А.И., аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, были признаны несостоятельными с привидением подробных мотивов в обжалуемых судебных актов. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Ссылки в жалобе на судебную практику рассмотрения судами иных дел об административных правонарушениях указанной категории несостоятельна, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено преюдициальное значение судебных решений по вопросам об обстоятельствах, установленных этими решениями, в связи с чем судья не связан выводами других судов о толковании правовых норм при рассмотрении дел об административном правонарушении.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, они не опровергают наличие в действиях Сидорова А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Сидорова А.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Сидорову А.И. в пределах санкции части 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района города Саратова от 22 августа 2023 г. и решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 27 сентября 2023 г., вынесенные в отношении заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Сидорова А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Шпырко А.А., действующей в интересах Сидорова А.И., – без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев