Дело № 12-42/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
03 августа 2021 года г. Алатырь
Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Кончулизов И.А., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица - директора муниципального унитарного предприятия «Чистый город» (юридический адрес: Чувашская Республика, <адрес>) Вавилова С.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МУП «Чистый город» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В качестве обстоятельств совершения административного правонарушения в постановлении о назначении административного наказания указано, что у юридического лица МУП «Чистый город» в нарушение требований части 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России 28 ноября 2019 года № 811, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал согласованный с Минприроды Чувашии план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Директор МУП «Чистый город» не согласившись с указанным постановлением, подал в Алатырский районный суд Чувашской Республики жалобу, которая мотивирована следующим. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении административным органом не приняты во внимание все смягчающие вину обстоятельства, в том числе и то, что данное правонарушение юридическим лицом совершено впервые, а также то, что до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности юридическое лицо добровольно, незамедлительно и самостоятельно устранило допущенное нарушение. Отягчающих обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено, Формальное отсутствие согласованного с Минприроды Чувашской Республики плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий, не причинило вред и не повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не причинило материального ущерба. Таким образом, оснований, которые могли бы быть препятствием для назначения МУП «Чистый город» при принятии решения о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде предупреждения не имелось.
Вавилов С.А. просит восстановить срок обжалования постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что об определении судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2021 года об отказе в принятии заявления об обжаловании постановления административного органа ему стало известно только после получения его копии 18 июня 2021 года, что не позволило в установленный законом 10-ти дневный срок обжалования устранить недостатки и повторно обратиться в суд за защитой своих прав, и заменить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей на предупреждение.
В судебном заседании представитель МУП «Чистый город» Фирсов О.С., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в жалобе, поддержал по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что у юридического лица в настоящее время тяжелое финансовое положение.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянкова А.В., своевременно и надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимала. Ходатайств о рассмотрении дела в её отсутствие либо об отложении рассмотрения дела в суд не представила.
Судья счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. и их представителя.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу частей 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела усматривается, что определением судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2021 года в принятии заявления об обжаловании постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ отказано ввиду подачи заявления в электронном виде. Заявление с приложенными документами возвращено директору МУП «Чистый город». Копия указанного определения получена заявителем 18 июня 2021 года. В этот же день директором МУП «Чистый город» подана жалоба об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе, поступившая в Алатырский районный суд Чувашской Республики 22 июня 2021 года.
При таких обстоятельствах срок на подачу жалобы на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частям 2, 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Требованиями статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица (осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Приказом Минприроды Российской Федерации от 28.11.2019 N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Пунктами 1, 2 указанных Требований установлено, что мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Как следует из материалов дела в результате плановой выездной проверки на предмет соблюдения МУП «Чистый город» требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в сфере природопользования соблюдения лицензионных требований в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Волжско-Каменского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2021 год было установлено, что у предприятия, осуществляющего деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал согласованный с Минприроды Чувашии план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для объекта негативного воздействия №П захоронения твердых бытовых отходов <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> Республика, <адрес> (категория риска: значительная (3).
Факт несоблюдения юридическим лицом экологических требований при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов капитального строительства подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе, копиями акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Анализируя представленные доказательства, судья считает, что юридическое лицо МУП «Чистый город» обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вина в совершении указанного административного правонарушения нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административным правонарушении должностным лицом, не установлено.
Между тем судья считает необходимым отметить следующее.
Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания МУП «Чистый город» административным органом не в полной мере учтены характер, степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
В судебном заседании установлено, что постановление по делу об административном правонарушении и материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что юридическое лицо МУП «Чистый город» ранее привлекалось к административной ответственности. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Отсутствие согласованного с Минприроды Чувашии мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий не причинило вред и не возникла угроза его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.
Обстоятельства, перечисленные в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и исключающие возможность назначения заявителю административного наказания в виде предупреждения, по настоящему делу отсутствуют.
Кроме того, судья считает заслуживающими внимания доводы автора жалобы о том, что на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении юридическим лицом правонарушение устранено, поскольку до вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий МУП «Чистый город» разработаны. Заявление о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий подано в Минприроды Чувашии ДД.ММ.ГГГГ. Письмом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий согласован.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что юридическое лицо к административной ответственности привлекается впервые, а также его финансовое положение, судья считает, что жалоба законного представителя юридического лица - директора муниципального унитарного предприятия «Чистый город» Вавилова С.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению, а указанное постановление изменению с назначением юридическому лицу МУП «Чистый город» административного наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 30.1–30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Восстановить срок на подачу жалобы законного представителя юридического лица - директора муниципального унитарного предприятия «Чистый город» (юридический адрес: <адрес> Республика, <адрес>) Вавилова С.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Жалобу законного представителя юридического лица - директора муниципального унитарного предприятия «Чистый город» Вавилова С.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кармянковой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо МУП «Чистый город» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 20000 рублей изменить.
Назначить юридическому лицу – МУП «Чистый город» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
В остальной части постановление должностного лица по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вынесения с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Судья: И.А. Кончулизов