Дело №
УИН – 91RS0004-01-2023-000192-58
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 мая 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Захарова А.В.,
при секретаре судебного заседания – Щербаковой Е.В.,
с участием: помощника прокурора <адрес> Республики Крым – Ореховой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Бродского С.И. в защиту нарушенных прав и законных интересов лица, оставшегося без родительского попечения – Бондарева Д.Н. к Администрации <адрес> Республики Крым с определением третьих лиц – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации <адрес> Республики Крым об обеспечении лица, оставшегося без родительского попечения, благоустроенным жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Крым Бродский С.И. в защиту нарушенных прав и законных интересов лица, оставшегося без родительского попечения – Бондарева Д.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым с указанием третьего лица – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым об обязании Администрации <адрес> предоставить Бондарева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Прокурор <адрес> Республики Крым Бродский С.И. поданное исковое заявление мотивировал тем, что Бондарев Д.Н. отнесён к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, который в силу норм действующего законодательства, в частности Жилищного кодекса РФ, подлежит обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени Бондарев Д.Н. Администрацией <адрес> Республики Крым жильём не обеспечен.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесённым в протокол предварительного судебного заседания, суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации <адрес> Республики Крым.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора <адрес> Республики Крым Орехова А.В. исковые требования поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что все доводы в обоснование иска изложены в исковом заявлении прокурора <адрес>.
Представитель ответчика - Администрации города Алушты Республики Крым – Литвинова Т.Н. в предварительном судебном заседании 10.04.2023 против удовлетворения данного искового заявления не возражала, однако поясняла, что Администрация города Алушты Республики Крым не обеспечена бюджетными средствами на покупку данного жилья для Бондарева Д.Н.
Третье лицо – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела учреждение извещалось судебной повесткой, в суд направлены пояснения представителя третьего лица, суть которых сводится к тому, что предоставление жилого помещения Бондареву Д.Н. вне очерёдности неминуемо приведёт к нарушению жилищных прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а выделенных бюджетных ассигнований на эти цели недостаточно для выполнения всех обязательств по детмя-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.
Третье лицо – отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации <адрес> Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела учреждение извещалось судебной повесткой.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел данное дело при указанной явке.
Выслушав пояснения помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, суд установил следующее.
Решением Алуштинского городского суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Бондарева С.Н. была лишена родительских прав в отношении детей: Бондарева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Бондарева Н,Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети были переданы опекуну Ковальчук Т.И. (л.д. 7). По решению исполнительного комитета Малореченского сельского совета <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ над малолетним Бондарева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена опекуном Ковальчук Т.И. (л.д. 7).
Согласно постановлению Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Бондарева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшийся без попечения родителей, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 9).
По информации заместителя Главы Администрации <адрес> Перепелица Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ Бондарев Д.Н. согласно списку, утверждённому постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, стоит под номером 3 (л.д. 11).
Согласно справке начальника штаба войсковой части 6917 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Бондарева Д.Н. проходит военную службу по контракту в войсковой части 6917 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). В справке Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что Бондарева Д.Н. является участником специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины (л.д. 16).
Из письма Главы Администрации <адрес>ёвой Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Бондарева Д.Н. следует, что в 2023 году Администрацией <адрес> запланировано приобретение 5 жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ на рабочем совещании при заместителе Главы Администрации <адрес> Перепелицы Г.В. единогласно принято решение о предоставлении Бондареву Д.Н.в 2023 году жилого помещения.
Анализируя установленны обстоятельства, суд применяет следующие нормы закона.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст. 8 данного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Согласно ч. 9.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включёнными в список в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением и сохранения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регулируются Законом Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014. В силу п.п. 1, 2 ст. 8 Закона № 46-ЗРК/2014 жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребёнка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет. В силу ст. 9 Закона № 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 10 данного Закона № 46-ЗРК/2014 исполнительные органы Республики Крым при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий предоставляют органам местного самоуправления необходимые для осуществления переданных полномочий финансовые средства и материальные ресурсы. В ч. 1 ст. 11 Закона № 46-ЗРК/2014 отражено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. В ч. 1 ст. 12 регламентировано, что контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств осуществляется исполнительным органом Республики Крым в сфере финансового надзора.
Анализ приведённых выше норм законов даёт основания полагать, что обязанность по предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не обуславливается лишь очерёдностью внутри списка нуждающих. Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учётом этого суд относится критически к позиции, изложенной в письменных пояснениях представителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым о том, что предоставление жилого помещения Бондареву Д.Н. вне очерёдности неминуемо приведёт к нарушению жилищных прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта позиция правовая полностью противоречит ч. 9.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, согласно которой лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включёнными в список. Представленными суду доказательствами подтверждается участие Бондарева Д.Н. в специальной военной операции.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения. С момента включения Бондарева Д.Н. в 2017 году в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, у Администрации г. Алушты Республики Крым возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает. С момента включения Бондарева Д.Н. в 2017 году в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот у органа местного самоуправления имелась возможность своевременно предпринять меры к выделению соответствующих денежных средств для исполнения возложенных на него (орган местного самоуправления) обязанностей, в связи с чем суд не считает препятствием к удовлетворению иска недостаточность выделенных бюджетных ассигнований в ДД.ММ.ГГГГ году на эти цели. Ввиду вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Алушты являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.
Принимая во внимание, что обе стороны по делу освобождены от уплаты судебных расходов, на основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> Бродского С.И. в защиту нарушенных прав и законных интересов лица, оставшегося без родительского попечения – Бондарева Д.Н. к Администрации <адрес> Республики Крым с определением третьих лиц – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации <адрес> Республики Крым об обеспечении лица, оставшегося без родительского попечения, благоустроенным жилым помещением – удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Бондарева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии № №, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования городского округа Алушта жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Захаров А.В.