Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-441/2024 ~ М-340/2024 от 30.01.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2024 года <адрес>

26 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе: председательствующего – судьи Щербинина Б.Ю., при помощнике судьи ФИО1, с участием военного прокурора 29 прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135 подполковника юстиции Казарина И.М., в отсутствие истца Порошиной Е.В. и представителя ответчика Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат <адрес>» Бондаревой О.О., рассмотрев в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению в порядке статьи 45 ГПК РФ военного прокурора 29 прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135
в защиту прав и законных интересов Порошиной Е.В. к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4,

установил:

Военный прокурор 29 прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135 (далее по тексту – военный прокурор), действующий в интересах Порошиной Е.В., обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат <адрес>» (далее – Военный комиссариат <адрес>), согласно которому просил суд обязать Военный комиссариат <адрес> выплатить истцу доплату к реально выплаченной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
с учетом районного коэффициента 1,4.

В обоснование заявленных требований военный прокурор указал,
что в ходе осуществления прокурорского надзора было выявлено нарушение ответчиком трудовых прав истца на получение заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4, установленного Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года № 1644рс «Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в <адрес>
и поселках Тюратаме и Акае <адрес> Казахской ССР» (далее по тексту – Распоряжение ).

В судебном заседании военный прокурор поддержал требования иска
по изложенным основаниям.

Истец Порошина Е.В. и представитель Военного комиссариата <адрес> Бондарева О.О., своевременно и надлежащим образом извещенные
о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли и в адресованных суду письменных заявлениях просили рассмотреть дело без своего участия.

В данных письменных обращениях, соответственно, истец Порошина Е.В. подержала заявленные военным прокурором требования, а представитель ответчика Бондарева О.О. такие требования признала в полном объеме.

При этом в письменном заявлении представителя Военного комиссариата <адрес> Бондаревой О.О. содержатся сведения о том, что ей разъяснены и понятны последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ,
а в доверенности, выданной на её имя указано, в частности, право на признание иска.

В соответствии с положениями части 5 статьи 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся истца и представителя ответчика.

Заслушав военного прокурора, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Порошина Е.В. по настоящее время работает по трудовому договору в Военном комиссариате <адрес>
и выплата заработной платы в оспариваемый период ей производится без учёта районного коэффициента 1,4, предусмотренного Распоряжением 1644рс.

Ответчик Военный комиссариат <адрес> является юридическим лицом, может выступать истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам.

Данные обстоятельства, помимо содержания искового заявления
и пояснений военного прокурора, подтверждаются выпиской из кадрового приказа, трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, справкой Военного комиссариата <адрес> и выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих
и работающих на комплексе <адрес>, от 12 октября 1998 г. социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и работающих
на комплексе «Байконур», обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Соглашением.

В соответствии со статьей 10.1 Договора аренды комплекса <адрес>, заключенного между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан 10 декабря 1994 г., предусмотрено, что за гражданами Российской Федерации, проживающими на комплексе «Байконур», сохраняются их конституционные права.

Статьей 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» установлено, что на территории РСФСР до принятия
соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР
применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.

Согласно пункту 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., законы
и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются
в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает,
что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу положений статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, на работников, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права,
с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу
в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению,
и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, в порядке
и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно положениям статей 315, 316, Трудового кодекса Российской Федерации при расчете заработной платы должны применяться районный коэффициент, установленный к заработной плате в районе или местности
по месту выполнения работы.

Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы.

По смыслу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных правовыми актами бывшего Союза ССР.

Как следует из пунктов 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются юридическими лицами - территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оплата труда гражданского персонала организаций вооруженных сил Российской Федерации в настоящее время регулируется Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее – Приказ № 545).

В силу пункта 11 приложения № 2 к Приказу № 545 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных
в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных
и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

<адрес>ных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными
и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приложению).

Таким образом, действующая система оплаты труда гражданского персонала организаций Вооруженных сил Российской Федерации прямо предусматривает возможность применения к заработной плате гражданского персонала организаций вооруженных сил районных коэффициентов, установленных актами государственных органов Союза ССР.

Более того, исходя из буквального содержания абзаца 2 пункта 11 приложения № 2 к Приказу № 545, действующий нормативный акт Союза ССР, установивший районный коэффициент, не требует обязательного подтверждения актом государственного органа Российской Федерации.

Как следует из Приложения № 1 к Приложению № 2 к Приказу № 545,
им регулируются размеры районных и других коэффициентов исключительно только для районов, расположенных на территории Российской Федерации,
а также районов плавания судов, к каковым комплекс «Байконур» (<адрес>), явно не относится.

Специальных же указаний относительно выплаты именно районного коэффициента гражданскому персоналу организаций вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
и конкретно на комплексе «Байконур», какие-либо законы, правовые акты Правительства и Президента Российской Федерации, а также Приказы Министра обороны Российской Федерации, не содержат.

Местность (комплекс «Байконур»), в которой работают сотрудники Военного комиссариата <адрес>, относится к районам
с неблагоприятными климатическими (постановление Совета Министров СССР 1988 года № 445) и экологическими (постановление Правительства Российской Федерации 1994 года № 1122) условиями.

Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс
установлен районный коэффициент 1,4 к заработной плате рабочих и служащих
предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных
в <адрес> (ныне - <адрес>).

Как усматривается из пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и пункта 826 утвержденного данным постановлением Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования,
в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (В редакции Постановления Правительства РФ от 27 мая 2022 года № 957), Распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс действовало в оспариваемый в иске период и продолжает действовать
до 01 сентября 2025 г.

Отсутствие в Приказе соответствующего районного коэффициента для <адрес> не означает, что действующее Распоряжение Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ рс ему противоречит, поскольку указанным приказом не установлены районные коэффициенты за пределами Российской Федерации.

То обстоятельство, что данный нормативный правовой акт установил районный коэффициент не на территории Российской Федерации,
не свидетельствует о невозможности его применения к гражданам Российской
Федерации, которые в силу международных соглашений исполняют трудовые
(служебные) обязанности на территории комплекса «Байконур».

Выплаты же, установленные пунктом 11 приложения № 2 к Приказу № 545, имеют иную правовую природу относительно районного коэффициента и не могут заменять его.

При таких полученных данных суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение районного коэффициента 1,4 к заработной плате, в связи
с чем признание иска представителем ответчика суд полагает
не противоречащим закону и принимает его, а иск военного прокурора удовлетворяет в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 173, 194–199 ГПК РФ, военный суд,

решил:

исковое заявление в порядке статьи 45 ГПК РФ военного прокурора
29 прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135 в защиту прав и законных интересов Порошиной Е.В. к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4, - удовлетворить.

Обязать Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат <адрес>», ИНН , ОГРН , произвести Порошиной Е.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в поселке <адрес>, ИНН , паспорт серии
, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес>, перерасчет и выплатить доплату к реально выплаченной заработной плате за период с 01 июня 2023 года по 31 декабря 2023 года с учетом районного коэффициента «1,4».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
во 2-й Западный окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд
в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу                 Б.Ю. Щербинин

2-441/2024 ~ М-340/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Порошина Елена Владиславовна
Военный прокурор 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта 34165
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Байконур"
Суд
26 гарнизонный военный суд (Территории за пределами РФ)
Судья
Щербинин Борис Юрьевич
Дело на сайте суда
26gvs--kaz.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2024Передача материалов судье
01.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2024Подготовка дела (собеседование)
14.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Дело оформлено
16.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее