Дело № 2-101/2024 копия
УИД №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск 21 февраля 2024 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ендальцевой О.В.,
с участием представителей истца Тепляшиной П.С., Погореловой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к Первовой Людмиле Михайловне о возложении обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение,
установил:
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее истец, Инспекция) обратилась в суд с иском к Первовой Людмиле Михайловне о возложении обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение. В обоснование требований указано, что в Инспекцию поступило обращение по вопросу о несоблюдении обязательных требований к содержанию жилого помещения (комнаты) № в многоквартирном <адрес> края. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимости, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Первовой Людмиле Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № Инспекцией в отношении ответчика инициировано контрольное (надзорное) мероприятие на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию жилого помещения. Инспекцией в адрес ответчика было направлено заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором сообщалось о проведении контрольного (надзорного) мероприятия ДД.ММ.ГГГГ. Доступ в жилое помещение ответчиком не обеспечен, что было отражено в акте от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с необеспечением ответчиком доступа в жилое помещение Инспекцией инициировано повторное контрольное (надзорное) мероприятие (решение от ДД.ММ.ГГГГ №). Инспекцией в адрес ответчика было направлено заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором сообщалось о проведении контрольного (надзорного) мероприятия ДД.ММ.ГГГГ. Доступ в жилое помещение ответчиком повторно не обеспечен, что было отражено в акте от ДД.ММ.ГГГГ №. Использование указанного жилого помещения с нарушением требований действующего законодательства может нарушать права и законные интересы других граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме. Отказ ответчика предоставить доступ в жилое помещение также лишает Инспекцию возможности осуществить региональный государственный жилищный контроль (надзор) за соблюдением требований к жилому помещению, его использованию и содержанию, что приводит к нарушению прав и законных интересов граждан. При длительном ненадлежащем содержании жилого помещения, как следствие, возникает неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка в многоквартирном доме, угрожающая жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, также возникает риск аварийных ситуаций. На основании изложенного, в целях обеспечения реализации возложенных на Инспекцию полномочий, а также недопущения нарушения прав граждан и возникновения аварийной ситуации, истец просит обязать Первову Людмилу Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить доступ в жилое помещение (комнату) № в многоквартирном <адрес> края для проведения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края контрольного (надзорного) мероприятия на предмет соблюдения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
В судебном заседании представители истца Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края – Тепляшина П.С., Погорелова Д.М., действующие на основании доверенностей, на исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить.
Ответчик Первова Л.М. в судебное заседание не явилась, судом о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставила, заявлений либо ходатайств об отложении судебного заседания не представила. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания по делу размещена на официальном сайте Александровского городского суда в сети Интернет.
Суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, предусмотренного ст. ст. 233-237 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав представителей истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статей 55, 59 и 60 ГПК РФ, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к следующему.
Как следует из положений ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 8.1 ст. 13 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: в том числе, осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 02.09.2014 № 913-п, Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, является Первова Людмила Михайловна (л.д. 27).
Решением Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о проведении инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ №, с целью рассмотрения обращения граждан от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в прокуратуру <адрес>, было инициировано проведение проверки соблюдения обязательных требований к содержанию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Первовой Л.М. направлено требование, № в котором сообщалось о том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. состоится инспекционный визит жилого помещения по адресу: <адрес>, для проведения которой от собственника жилого помещения требовалось обеспечение доступа в жилое помещение (л.д. 16 оборот).
Из акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что доступ в комнату собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечен, что повлекло невозможность проведения проверки (л.д. 13).
Поскольку доступ в жилое помещение ответчиком не был обеспечен, инспекцией были повторно инициированы внеплановые выездные проверки.
Решением Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о проведении инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ №, с целью рассмотрения обращения граждан от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в прокуратуру <адрес>, было инициировано проведение проверки соблюдения обязательных требований к содержанию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11-12).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Первовой Л.М. направлено требование №, в котором сообщалось о том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. состоится инспекционный визит жилого помещения по адресу: <адрес>, для проведения которой от собственника жилого помещения требовалось обеспечение доступа в жилое помещение (л.д. 13 оборот).
Из акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что доступ в комнату собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечен, что повлекло невозможность проведения проверки (л.д. 7 оборот).
Таким образом, при отсутствии доступа в комнату, принадлежащую ответчику на праве собственности, Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> не представилось возможным провести проверку соблюдения обязательных требований к использованию и содержанию жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств в опровержение заявленных требований суду не представлено.
Анализируя изложенное выше, с учетом требований закона, суд приходит выводу о том, что поскольку ответчиком Первовой Л.М. добровольно в назначенные истцом дни и время доступ в комнату, расположенную по адресу: <адрес>, не предоставлен, в связи с чем Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края лишена возможности осуществить региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к жилому помещению, его использованию и содержанию, тогда как использование ответчиком указанного жилого помещения с нарушением требований действующего законодательства может нарушать права и законные интересы других граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, заявленные исковые требования о возложении на Первову Л.М. обязанности обеспечить доступ в жилое помещение по адресу: <адрес> для проведения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проверки соблюдения требований к содержанию жилого помещения подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования неимущественного характера удовлетворены полностью, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. 194-198, ст. 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к Первовой Людмиле Михайловне о возложении обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Первову Людмилу Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> (паспорт № № выдан ОВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) обеспечить доступ в жилое помещение (комнату) № в многоквартирном <адрес> края для проведения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края контрольного (надзорного) мероприятия на предмет соблюдения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Взыскать Первовой Людмилы Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> (паспорт № № выдан ОВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) в доход бюджета муниципального образования «Александровский муниципальный округ Пермского края» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Разъяснить, что ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Александровский городской суд Пермского края в течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись Н.Н. Горланова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья Н.Н. Горланова