Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-64/2024 (2-877/2023;) ~ М-407/2023 от 16.03.2023

Дело № 2-64

                                          2024 года

РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2024 года Алуштинский городской суд Республики Крым суд в составе: председательствующего судьи Реммер М.А., при секретаре – Петренко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гор. Алушта гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Алушты Республики Крым к Абрамян К.М., третьи лица – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Андриясов В.А., Общество с ограниченной ответственностью «Лукоморье», о сносе самовольной постройки,

                                 установил:

Администрация гор. Алушты РК обратилась в суд с исковым заявлением к Абрамян К.М., в котором просит обязать ответчика снести самовольно возведенный (реконструированный) объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: РК, <адрес>, в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения ответчиком решения суда в течении установленного срока, предоставить Администрации гор. Алушты РК право осуществить действия по сносу самовольно возведенного (реконструированного) объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: РК, <адрес>, с последующим взысканием с Абрамян К.М. понесенных расходов.

Исковые требования мотивированны тем, что на земельном участке с кадастровым номером , вид разрешенного использования – «общественное питание», расположенном по адресу: РК, <адрес>, фактически отсутствует объект недвижимости – «здание буфета» с кадастровым номером , площадью 77,8 кв.метров, а произведены строительно-монтажные работы по устройству бетонного основания и установки металлических колон, тем самым с нарушением обязательных требований, предусмотренных ч. 1 ст. 51 ГрК РФ (не получено разрешение на строительство (реконструкцию)).

Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительности причин неявки суду не предоставили. Администрацией гор. Алушта РК отказ от иска не подавался. От представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.

Суд, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

С иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46 ГПК РФ).

Судом установлено, что Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора РК ДД.ММ.ГГГГ осуществлено мероприятие в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РК, <адрес>, кадастровый номер земельного участка , вид разрешенного использования – общественное питание. На указанном земельном участке фактически отсутствует объект капитального строительства отраженный в ЕГРН – кадастровый , наименованием «Здание буфета», площадью 77,8 кв.метров, а произведены строительно-монтажные работы по устройству бетонного основания и установки металлических колон, что следует из акта наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7 том 1), уведомления о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации гор. Алушта РК прокурором гор. Алушта вынесено представление (л.д. 37-43 том 1), в котором в том числе указывалось о рассмотрении уведомления поступившего из Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК по факту строительства без разрешительных документов объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером . Учитывая то, что на объекте проведены работы по полному демонтажу объекта, вместе с фундаментом и несущими конструкциями, указанные в акте контрольно-надзорных мероприятий контролирующего органа, возможно сделан правомерный вывод о том, что эти работы не подпадают под определение капитального ремонта, а подпадают под определение строительство, изложенные в п. 13 ст. 1 ГрК РФ. В материалах по результатам рассмотрения уведомлений органа местного самоуправления содержится информация о проектах капитального ремонта названого объекта капитального строительства с приложенными письмами выводов проектных организаций о том, что представителями данных проектных организаций проведены освидетельствования работ, на соответствие проектным решениям капитального ремонта, в результате которого было выявлено, что проводимые работы выполняются в соответствие с проектами, что не соответствует действительности так как, пояснительными записками к вышеуказанным проектам капитального ремонта предусматривается замена окраски фасадов здания, замена внутренних отделочных материалов, замена всех дверных и оконных проемов, замена кровельного покрытия. При этом, ни одним з этих проектов капитального ремонта не предусматривается замена несущих строительных конструкций, что фактически выполнено на объекте.

Из письма Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК от ДД.ММ.ГГГГ1 (л.д.10 том 1) следует, что документы разрешительного характера со штампом регистрации Архитектурно-строительной инспекции РК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов, расположенных по адресу: РК, <адрес>, в министерстве отсутствуют. В период с ДД.ММ.ГГГГ соответствующие разрешения на строительство по указанному адресу - не выдавались.

Абрамян К.М. на праве собственности принадлежит:

- земельный участок площадью 239 кв.метров, расположенный по адресу: РК, <адрес>, кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – общественное питание;

- здание – нежилое (здание буфета), площадью 77.8 кв.метров, расположенное по адресу: РК, <адрес>, кадастровый , что следует из выписок из ЕГРН, копий реестровых дел ЕГРН на объекты недвижимости (л.д. 2-283 том 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно заключения эксперта -РК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-120 том 3) объект капитального строительства за кадастровым номером , площадью 77,8 кв.м., состоящий из литеры «А», литеры «А1», расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, соответствует строительным, сейсмическим, санитарным, противопожарным нормам и правилам, соответствует нормам ПЗЗ муниципального образования - городской округ Алушта. Самовольного занятия муниципального земельного участка исследуемым зданием, за кадастровым номером площадью 77,8 кв.м., состоящий из литеры «А», литеры «А1» - не выявлено. Нежилое здание «Кафе», расположено в границах земельного участка, с кадастровым номером , площадью 239+/-3 кв.м. Нежилое одноэтажное здание «Кафе», является объектом капитального строительства, состоящее из литеры «А», литеры «А1», относится к пятой группе капитальности имеет 25-30 лет срок службы и относится к III и IV степени долговечности.Площадь основного здания литера «А», «А1», за кадастровым номером , составляет - 77,8 кв.м. Параметры застройки, литеры «А»: 14,4кв.м.*5,8кв.м., площадь застройки 83,5 кв.м. Параметры застройки, пристройка литера «А1» 2,0кв.м*2,5кв.м., площадь застройки 5,0 кв.м. <адрес> застройки 88,5 кв.м. Этажность - 1. Год постройки - 2012. Пристроенное строение «Летний павильон» общей площадью 117,0 кв.м., не имеет прочной связи с землей (отсутствует фундамент), отсутствуют несущие ограждающие конструкции (стены), нежилое строение может быть перемещено (демонтировано) и собрано без существенного нанесения ущерба строению его назначению и без изменения основных характеристик строения. Реконструкции/перестройки/перепланировки объекта капитального строительства, состоящего из литеры «А», литеры «А1», за кадастровым номером , площадью - 77,8 кв.м., с учётом имеющихся правоустанавливающих документов, не проводилось. В границах земельного участка, за кадастровым номером , площадью 239+/-3 кв.м., построен «Летний павильон», площадью 117,0 кв.м, не имеющий прочной связи с землёй, не являющийся объектом недвижимости. После строительства «Летнего павильона», площадью 117,0 кв.м., новый объект недвижимости, не возник. Объект капитального строительства, за кадастровым номером , площадью - 77,8 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с учётом вновь возведённого «Летнего павильона», площадью 117,0 кв.м, не создаёт угрозу граждан.

В соответствии с абз. 2 ст. 42 ЗК Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 14 статьи 1, статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 36 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другие)(абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке").

В соответствии с ч. 1 ст. 38 ГрК Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).

Статья 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (утвержденных Решением Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 года № 59/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», с изменениями на дату осуществления строительства) определяет требования к Зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в селах и поселках:согласно которой, параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства с видом разрешенного использования – 4.6 «общественное питание» - Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) определено: 1. Минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков. 1.1. Минимальный размер земельного участка – 400 кв.м. (за исключением п. 1.2, 1.3). 1.2. Минимальный размер земельного участка, образованного до утверждения настоящих Правил, которому установлен данный вид разрешенного использования – не подлежит установлению. 1.3. Минимальный размер земельного участка, на котором расположен существующий объект капитального строительства (или часть объекта капитального строительства) в целях устройства мест общественного питания (ресторан, кафе, столовая, закусочная, бар) – не подлежит установлению.1.4. Максимальный размер земельного участка – не подлежит установлению. 2. Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 2.1. Минимальный отступ от красной линии улиц до зданий, строений, сооружений (кроме подпорных стен, капитальных заборов, дорог, лестниц) при осуществлении строительства – не менее 10 м; Минимальный отступ от красной линии проездов до зданий, строений, сооружений (кроме подпорных стен, капитальных заборов, дорог, лестниц) при осуществлении строительства – не менее 5 м; Минимальный отступ от красной линии улиц, проездов до подпорных стен, капитальных заборов, дорог, лестниц – не подлежит установлению; До установления в соответствии с требованиями законодательства красных линий улиц, проездов минимальные отступы до зданий, строений, сооружений (кроме подпорных стен, капитальных заборов, дорог, лестниц) принимать от границы земельного участка, отделяющей данный земельный участок от территории общего пользования. 2.2. Параметры застройки: 2.2.1. Расчетный показатель отношения площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади территории – не более 0,8. 2.2.2. Расчетный показатель максимально допустимого коэффициента использования территории – 2 (в условиях реконструкции – 2,4).

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 ГК РФ) (абз. 6 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке").

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

На основании изложенного, исходя из совокупности исследованных судом доказательств, в том числе, оценки заключения эксперта по исследованию спорного объекта – нежилого здания буфета, в существующих технических характеристиках постройки, суд приходит к выводу о том, что спорное строение не соответствует признакам самовольной постройки изложенным в ст. 222 ГК Российской Федерации, соответственно не подлежит сносу.

Из пункта 1 статьи 222 ГК РФ, следует, что положения статьи 222 ГК РФ о сносе самовольных построек применяются только в отношении объектов недвижимого имущества (статья 130 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Исходя из приведенных положений вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В ходе судебного разбирательства судом установлено строительство в границах земельного участка с кадастровым номером 90:15:010104:7702, площадью 239 кв.метров, летнего павильона не имеющего прочной связи с землей, не являющийся объектом недвижимости, однако к данному объекту нормы ст. 222 ГК Российской Федерации не применимы.

При этом, Администрация гор. Алушта РК не лишена права на обращение в суд с требованиями о демонтаже сооружения – «летний павильон» по иным основаниям.

Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, судебные расходы понесенные истцом подлежат оставлению на его счет. При этом, определением суда от 12 июня 2023 года по настоящему гражданскому делу назначено проведение судебной экспертизы организации - ООО «Научно-практический центр «Экспертные исследования», с возложением на Администрацию гор. Алушта РК обязанности по ее оплате, однако, оплата по настоящее время не осуществлена (л.д.29-31 том 3) (расходы в сумме 95416 рублей)).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст. 222 ГК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Администрации города Алушты Республики Крым к Абрамян К.М., третьи лица – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Андриясов В.А., Общество с ограниченной ответственностью «Лукоморье», о сносе самовольной постройки– отказать.

Взыскать с Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610) в пользу ООО «Научно-практический центр «Экспертные исследования» судебные расходы в сумме 95416 (девяносто пять тысяч четыреста шестнадцать) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, в порядке предусмотренном ст.321 ГПК Российской Федерации.

Судья:

Полный текст решения суда изготовлен 02 апреля 2024 года.

2-64/2024 (2-877/2023;) ~ М-407/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г. Алушты
Ответчики
Абрамян Каринэ Мкртичевна
Другие
Общество с ограниченной ответственностью «Лукоморье»
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Андриясов Вячеслав Аркадьевич
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Реммер Марта Александровна
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.06.2023Предварительное судебное заседание
20.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.07.2023Предварительное судебное заседание
25.01.2024Производство по делу возобновлено
25.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее