Дело №2-71/2024
УИД 22RS0002-01-2023-001028-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года с. Алтайское
Алтайский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Банниковой Ю.Б.,
при секретаре: Шишовой Л.Ф.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Алтайского района Казазаевой М.И., представителя третьего лица Сарайкина Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Алтайская СОШ № 1» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с названным иском, с учетом его уточнения (л.д.67) к МБОУ «Алтайская СОШ №», просит обязать ответчика осуществить мероприятия по обследованию технического состояния зданий и сооружений филиалов и структурных подразделений МБОУ «Алтайская СОШ №» с привлечением специализированной организации не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указывает на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий и сооружений образовательных учреждений <адрес>. В ходе проверки выявлено отсутствие документов, подтверждающих проведение в отношении технического состояния зданий и сооружений филиалов и структурных подразделений МБОУ «Алтайская СОШ №» обследования с привлечением специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой, и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, что противоречит требованиям ГОСТ 31937-2011.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО3 настаивала на удовлетворении иска, подтвердив изложенные в нем обстоятельства.
Представитель третьего лица <адрес> ФИО4 полагал иск подлежащим удовлетворению, пояснив, что <адрес> принято решение о выделении в 2026 году финансирования на обследование технического состояния зданий и сооружений филиалов и структурных подразделений МБОУ «Алтайская СОШ №» с привлечением специализированных организаций в сумме 1350 000 рублей, что обеспечит ответчику возможность провести указанное обследование до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МБОУ «Алтайская СОШ №» в судебное заседание не явился, извещен; ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО5 не оспаривал законность исковых требований.
Третье лицо <адрес>ное Собрание депутатов <адрес> в судебное заседание представителя также не направило, извещено.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктами 1-3 части 4 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлена обязанность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создавать условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно положений ч. 6, ч. 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В силу положений ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Статьей 7 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно- технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
На основании ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.3 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее по тексту - ГОСТ 31937-2011), комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) представляет собой комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения) теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.
Пунктом 3.4 ГОСТ 31937-2011 определено обследование технического состояния здания (сооружения), как комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
В силу п. 4.1 ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Как следует из п. 4.3 ГОСТ 31937-2011, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).
Согласно Уставу МБОУ «Алтайская СОШ №», учредителем организации является муниципальное образование <адрес> (л.д.31-38).
МБОУ «Алтайская СОШ №» имеет обособленные подразделения - филиалы (Макарьевская основная общеобразовательная школа, Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа), а также обособленные структурные подразделения (детский сад МБОУ «Алтайская СОШ №», детский сад «Светлячок», детский сад «Тополек», Алтайская основания общеобразовательная школа №).
Как следует из содержания иска и пояснений сторон, документы, подтверждающие проведение в установленном порядке обследования технического состояния зданий и сооружений филиалов и структурных подразделений МБОУ «Алтайская СОШ №» за последнее 10 лет, отсутствуют. Указанное обстоятельство стороной ответчика не отрицалось.
О том, что такое обследование в течение последних 10 лет не проводилось в нарушение требований п. 4.3 ГОСТ 31937-2011, свидетельствуют пояснения сторон, а также материалы дела, в том числе сведения, изложенные в представлениях прокурора <адрес>, направленных в адрес МБОУ «Алтайская СОШ №» и <адрес>, содержащие требования о принятии мер, направленных на устранений допущенных нарушений (л.д.11-19); сообщения МБОУ «Алтайская СОШ №» и <адрес>, адресованные прокурору <адрес>, из которых следует, что выявленные нарушения законодательства РФ в сфере безопасности зданий и сооружений образовательных учреждений <адрес> нашли подтверждение (л.д.15, 20).
При таких обстоятельствах суд полагает требование прокурора о возложении на ответчика обязанности осуществить мероприятия по обследованию технического состояния зданий и сооружений с привлечением специализированной организации, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1,2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден график финансирования за счет средств местного бюджета мероприятий, с привлечением специализированных организаций, по обследованию технического состояния зданий и сооружений образовательных учреждений <адрес> их филиалов.
Согласно указанного постановления, образовательному учреждению МБОУ «Алтайская СОШ №» запланировано выделение в 2026 году на указанные цели суммы 1350 000 рублей.
С учетом изложенного суд полагает обоснованным установить ответчику срок исполнения настоящего решения – до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на МБОУ «Алтайская СОШ №» обязанность осуществить мероприятия по обследованию технического состояния зданий и сооружений МБОУ «Алтайская СОШ №» с привлечением специализированной организации.
Установить МБОУ «Алтайская СОШ №» срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд Алтайского края в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Ю.Б. Банникова
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2024.