РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 12-53/2023
9 августа 2023 г. г. Знаменск
Астраханская область
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Куликова М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсуновой Ю.А., с участием прокурора Шияновой И.В., Селезнёва О.В., защитника Анциферова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Знаменске Астраханской области в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Знаменск, ул. Островского, д. 13, в порядке пересмотра жалобу Селезнёва О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области Ярмоловича А.Н. от 6 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора муниципального предприятия «Теплосети» муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» Селезнёва О.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области от 6 июня 2023 г. исполняющий обязанности директора муниципального предприятия «Теплосети» муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- МП «Теплосети» Селезнёв О.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением мирового судьи, Селезнёв О.В. обратился в Ахтубинский районный суд Астраханской области с жалобой, в которой просил постановление мирового судьи от 6 июня 2023 г. отменить и принять по делу новый судебный акт, указав, что не желал наступления вредных последствий, причиной нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса послужило недостаточность финансирования и невозможность использования прибыли предприятия в указанных целях, поскольку счета предприятия заблокированы в ходе исполнительных производств. Кроме того, ранее заместитель директора МП «Теплосети» Селезнёв О.В. привлечен к административной ответственности за совершение тожественного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое обобщает и включает в себя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. МП «Теплосети» также привлечено к административной ответственности за совершение тожественного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований антитеррористической безопасности объектов МП «Теплосети», носит длящийся характер и во времени не прекращалось, а в силу части 5 стати 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- Селезнёв О.В. и его защитник Анциферов Д.А. доводы жалобы поддержали полностью. Защитник Анциферов Д.А. пояснил, что выявленные прокурором ЗАТО г. Знаменска Астраханской области нарушения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса не являются основанием для выявления состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом привлечения к административной ответственности директора МП «Теплосети» и МП «Теплосети» за тождественные административные правонарушения.
Прокурор Шиянова И.В. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы Селезнёва О.В. отказать, указав, что постановление мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области Вагина Е.А. от 6 июня 2023 г., которым исполняющий обязанности директора МП «Теплосети» Селезнёв О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- Селезнёва О.В., защитника Анциферова Д.А., прокурора Шиянову И.В., изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении прокурором протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление о возбуждении дела с соблюдением требований порядка оформления протокола об административном правонарушении.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Административная ответственность по части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
К объектам топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения (пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» антитеррористической защищенностью объекта топливно-энергетического комплекса является состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта.
На основании статьи 5 данного федерального закона, для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. По результатам данного категорирования объекту топливно-энергетического комплекса присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается.
Паспорт безопасности объекта ТЭК - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта ТЭК и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты ТЭК, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами ТЭК, составляют паспорта безопасности объектов ТЭК по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Паспорт безопасности объекта ТЭК составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта ТЭК при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В паспорте безопасности объекта ТЭК отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Паспорт безопасности объекта ТЭК содержит мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами ТЭК, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами ТЭК, самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
В паспорта безопасности объектов ТЭК вносится информация о системах защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий (статья 11 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов ТЭК, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Паспорт безопасности объекта ТЭК подлежит актуализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Форма паспорта безопасности объекта ТЭК утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2022 г. № 3722-р.
Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458дсп.
Установлено что в результате проведенной с 14 по 30 марта 2023 г. прокуратурой г. Знаменска Астраханской области проверки категорированных объектов МП «Теплосети»: <адрес>, выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК (указанным объектам в соответствии с актами категорирования присвоена категория опасности «низкая»), а именно:
- основное ограждение не соответствует требованиям действующего законодательства, отсутствует дополнительное (вернее и нижнее) ограждение; отсутствует охранная сигнализация ограждения;
- отсутствуют контрольный пропускной пункт для прохода людей, средства идентификации по одному признаку для прохода людей через контрольный пропускной пункт, отсутствуют средства системы охранной телевизионной средств связи и тревожной сигнализации;
- отсутствуют основное и резервное освещение;
- форма паспорта безопасности объектов ТЭК не соответствует форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2022 г. № 3722-р, а именно отсутствует информация о системах защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором ЗАТО г. Знаменск Астраханской области дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения мировым судьей судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области постановления от 6 июня 2023 г. о назначении исполняющему обязанности директора МП «Теплосети» Селезнёву О.В. административного наказания.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; акт проверки от 30 марта 2023 г., объяснения Селезнёва О.В. от 28 марта 2023 г., распоряжение от 25 января 2023 г. № 76-р «О <данные изъяты>
Действия исполняющего обязанности директора МП «Теплосети» Селезёва О.В. мировым судьей правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Исполняющий обязанности директора МП «Теплосети» Селезнёв О.В. не оспаривая наличие указанных как в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 марта 2023 г., так и в оспариваемом постановлении мирового судьи от 6 июня 2023 г. нарушений по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, пояснил, что у предприятия отсутствует материальная возможность по оборудованию объектов ТЭК в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458дсп.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и в ходе рассмотрения дела Селезнёв О.В. и его защитник Анциферов Д.А. просили производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав, что выявленные прокурором ЗАТО г. Знаменска Астраханской области нарушения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса не являются основанием для выявления нового состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом привлечения к административной ответственности заместителя директора МП «Теплосети» и МП «Теплосети» за тождественные административные правонарушения по делам об административных правонарушениях № 5-377/2022, 5-81/2023.
Установлено, что 23 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушения № 5-377/2022 заместитель директора МП «Теплосети» Селезнёв О.В. постановлением мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб., а именно за то, что, являясь ответственным за обеспечение <данные изъяты>
Вопреки доводам жалобы, выявленные нарушения в обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности (часть 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и выявленные нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (часть 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), исходя из объективной стороны указанных правонарушений, образуют самостоятельные правонарушения, за которые должно быть назначено самостоятельное наказание. Каждое из этих противоправных действий образует самостоятельные составы административных правонарушений.
11 апреля 2023 г. по делу об административном правонарушения № 5-81/2023 МП «Теплосети» постановлением мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб., а именно за то, что, на объектах <данные изъяты> основное ограждение не соответствует требованиям действующего законодательства, отсутствует дополнительное (вернее и нижнее) ограждение; оконные конструкции котельной не защищены, отсутствуют контрольный пропускной пункт для прохода людей, средства идентификации по одному признаку для прохода людей через контрольный пропускной пункт, отсутствует контрольный пропускной пункт для автомобильного транспорта, отсутствует контрольный пропускной пункт для железнодорожного транспорта; отсутствует системы охранной сигнализации по периметру территории объекта; отсутствует система контроля и управление доступом, отсутствует системы охранного телевидения- видеозапись и отдельные кадры; отсутствует охранное освещение; отсутствует звуковое оповещение.
Исходя из анализа оспариваемого постановления и постановления мирового судьи от 11 апреля 2023 г. по делу об административном правонарушения № 5-81/2023 усматривается, что исполняющий обязанности директора МП «Теплосети» Селезнёв О.В. и юридическое лицо МП «Теплосети» соответственно привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (<данные изъяты>), в том числе: основное ограждение не соответствует требованиям действующего законодательства, отсутствует дополнительное (вернее и нижнее) ограждение; отсутствует охранная сигнализация ограждения; отсутствуют контрольный пропускной пункт для прохода людей, средства идентификации по одному признаку для прохода людей через контрольный пропускной пункт, отсутствует системы охранной сигнализации по периметру территории объекта.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно разъяснениям, данным в пункте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Из анализа приведенных нормы следует, что к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, может быть привлечено как юридическое лицо, так и его руководитель.
<данные изъяты>
Таким образом, основания для вывода о привлечении должностного лица к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение отсутствуют.
Недостаточное финансирование в рассматриваемом не может быть признано основанием для освобождения должностного лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение указанных требований может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений правил подсудности при рассмотрении данного дела мировым судьей не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
В связи с изложенным, считаю, что оснований для удовлетворении жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области Ярмоловича А.Н. от 6 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора муниципального предприятия «Теплосети» муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» Селезнёва О.В., оставить без изменения, а жалобу Селезнёва О.В.,- без удовлетворения.
Судья: Куликова М.Д.