Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-558/2023 ~ М-443/2023 от 13.06.2023

Дело № 2-558/2023

УИД 34RS0038-01-2023-000759-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2023 года                        р.п. Средняя Ахтуба

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Чурюмова А.М.,

при секретаре Черкасовой Т.Г.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Пенской А.Е.,

представителя ответчика администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, действующей на основании доверенности, Мерзляковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области <.....> ФИО9, к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области в защиту интересов <.....> ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ, когда Арькова Т.В. совместно с <.....> ФИО1 находились возле своего дачного дома по адресу: <адрес> к ним подбежала безнадзорная собака и укусила ФИО1, тем самым причинив последнему телесные повреждения в виде <.....>

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО5 - Арькова Т.В. обратилась за медицинской помощью к <.....> с жалобами на <.....>, в результате был поставлен диагноз – <.....>

От укуса бездомной собаки ФИО1, получил <.....>, а именно до настоящего времени испытывает страх, а также испуг при виде собаки.

Просит взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Пенская А.Е., действующая в интересах <.....> ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Мерзлякова В.Ю., в судебном заседании просила в удовлетворении искового заявления отказать, представила письменные возражения.

В судебное заседание законный представитель ФИО1 – Арькова Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП Миндрина Н.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права как указано, в п. 1 ст. 11 ГК РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В соответствии с пунктом 4.8 Ветеринарных правил ВП (утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ , Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ ) установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Согласно пункту 4.9 ВП ДД.ММ.ГГГГ-96 порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> государственными полномочиями <адрес> по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных» устанавливает правовые основания для реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственных полномочий <адрес> по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.

В силу ст.1 Закона -ОД органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> передаются государственные полномочия <адрес> по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.

В силу ст. 10 вышеназванного Закона органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом государственных полномочий в соответствии с законодательством РФ и законодательством <адрес>.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Согласно п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляем данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 54 от ДД.ММ.ГГГГ, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В силу пункта 3 статьи 7 вышеуказанного Закона органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе:

- получать субвенции из областного бюджета на финансовое обеспечение государственных полномочий;

- дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных районов и городских округов.

Согласно п. 1.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между комитетом ветеринарии <адрес> и органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> на предоставление субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий <адрес> в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, из областного бюджета на 2023 год предоставлены субвенции органу местного самоуправления в области обращения с животными без владельцев в размере 505 900 руб.

Для исполнения мероприятий по данной субвенции заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Миндриной Н.В. на оказание услуг по отлову животных без владельцев (собак), их содержанию в приюте для животных и возврату на прежние места обитания на территории Среднеахутбинского муниципального района <адрес> в сумме 505 900 руб.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ, когда Арькова Т.В. совместно с <.....> ФИО1 находились возле своего дачного дома по адресу: <адрес> к ним подбежала безнадзорная собака и укусила ФИО1, тем самым причинив последнему телесные повреждения в виде <.....>

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО5 - Арькова Т.В. обратилась за медицинской помощью к <.....> с жалобами на <.....>, в результате был поставлен диагноз – <.....>

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ проведенному в рамках проверки материала КУСП по обращению Арьковой Т.В., у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имелись <.....>

В судебном заседании факт безнадзорности собаки, покусавшей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ у дачного дома <адрес>, нашел своё подтверждение.

Судом установлено, что ФИО1 в результате нападения бродячей собаки был причинен вред здоровью и моральный вред, в результате которого он получил <.....> суд признает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании компенсации морального вреда, при этом считает разумным и справедливым, компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., исходя из фактических обстоятельств дела, при которых был причинен вред, а также характера физических и нравственных страданий, с учетом <.....> ФИО1, доказанности факта причинения последнему <.....>. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в защиту интересов <.....> ФИО1, к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице его законного представителя Арьковой Т.В. в счет компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                      подпись                                А.М. Чурюмов

Мотивированный текст решения изготовлен 01 августа 2023 года.

Судья                      подпись                         А.М. Чурюмов

Подлинник данного документа

подшит в деле № 2-558/2023,

которое находится в Среднеахтубинском районном суде

Волгоградской области

2-558/2023 ~ М-443/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах Арькова Ивана Романовича
Ответчики
Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Другие
Арькова Татьяна Вячеславовна
ИП Миндрина Наталья Владимировна
Суд
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
Судья
Чурюмов Александр Михайлович - 740
Дело на сайте суда
ahtub--vol.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024Дело оформлено
30.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее