Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-33/2023 от 05.05.2023

Дело № 12- 33/2023

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ город Алатырь

Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Китайкин А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, о привлечении должностного лица – первого заместителя главы администрации – начальника Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Алатырского муниципального округа Сазанова А.В., <данные изъяты> 2, к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поступившее по жалобе Сазанова А.В. на постановление и.о. начальника ОНД и ПР по <данные изъяты> УНДиПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии У.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ ,

установил:

Постановлением и.о. начальника ОНД иПР по <данные изъяты> району УНДиПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ , должностное лицо Сазанов А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В качестве обстоятельств совершения административного правонарушения в постановлении должностного лица надзорного органа указано, что во исполнение распоряжения (решения) заместителя начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии (заместителя Главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору) от 4 апреля № 2304/3-21/3-В, статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая, выездная проверка в отношении администрации Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, расположенной по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица Ленина, дом 29. По итогам проведения проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении населенных пунктов, включенных в перечень подверженных угрозе природных (лесных пожаров) и иных ландшафтных пожаров, а именно в отношении поселка Кученяево, поселка Лесной, поселка Новиковка, села Атрать, поселка Алтышево - Люльский, поселка Атрать, поселка Юность, села Ахматово, поселка Восход, села Иваньково - Ленино, поселка Соловьевский, поселка Киря, поселка Полукиря, села Кувакино, села Березовый Майдан, села Злобино, села Ичиксы, села Междуречье, села Сурский Майдан, поселка Первое Мая, поселка Березовая Поляна, села Явлей, поселка Искра, поселка Сальный, поселка Алтышево, поселка Первомайский, поселка Чапаевка, села Старые Айбеси, деревни Новые Выселки, села Стемасы, поселка Санаторный, села Чуварлей Чувашской Республики, установлено и зафиксировано в акте проверки , что должностное лицо — первый заместитель главы администрации — начальник Управления по благоустройству и развития территорий администрации Алатырского муниципального округа Сазанов А.В., являясь ответственным должностным лицом за населенные пункты Алатырского муниципального округа, не обеспечил выполнение обязательных требований пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности: Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. №1479 (далее – Правила противопожарного режима в РФ).

Должностное лицо Сазанов А.В., не согласившись с постановлением должностного лица надзорного органа, обжаловал его в суд по мотиву необоснованности. Жалобу мотивировал тем, что в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при реализации им полномочий, отнесенных к вопросам местного значения, должностные лица органа местного самоуправления Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Алатырского муниципального округа, не могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 20.4. КоАП РФ, поскольку в силу статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.

В соответствии с установленной статьей 4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 иерархией нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, данный закон имеет высшую силу по отношению к иным федеральным законом, в том числе и по отношению к КоАП РФ. В связи с этим, полагает, что для разрешения вопроса о привлечении к ответственность должностных лиц органа местного самоуправления, может быть использован механизм, предусмотренный частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, привлечения к административной ответственности должностных лиц за неисполнение в установленный срок законного предписания органа пожарного надзора в судебном порядке (часть 1 статья 23.1 КоАП РФ), который не противоречит статье 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Это более соответствует характеру правонарушения, так как должностные лица орган местного самоуправления в рамках возложенных на них полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, обязаны осуществлять меры организационно-правового финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, о чем и было в отношении Алатырского муниципальной округа Чувашской Республики вынесено предписание № 2304/3-21/3-В/ПВП об устранении нарушений требований пожарной безопасности по тем же основаниям, по которым он был привлечен обжалуемым постановлением к административной ответственности.

Кроме того, в мотивировочной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ есть ряд ошибок, которые являются недопустимыми и дают возможность двойного толкования о субъекте административного правонарушения, лице, привлекаемом к административной ответственности. И именно:

- выдержка из постановления: «Тем самым должностным лицом -главой администрации города Алатыря Д.В. Трифоновым совершено административное правонарушение предусмотренное частью 2 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.»;

- выдержка из резолютивной части постановления «Таким образом, учитывая что должностное лицо - первый заместитель главы администрации - начальник Управления ш благоустройству и развитию территорий администрации Алатырского муниципального округ Сазанов А.В. ранее к административной ответственности не привлекался, также необходимо учитывать тот факт, что муниципальный округ образовался с ДД.ММ.ГГГГ, и в должности первого заместителя главы администрации Алатырского муниципального округа Сазанов А.В. находится менее 6 месяцев и отягчающих административную ответственность обстоятельств должностного лица не имеется следовательно применимо положение ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.».

Просит обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить.

Сазанов А.В. и его защитник К.С.Л. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить и производство по делу прекратить.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – инспектор ОНДиПР по <адрес> и <адрес> УНДиПР И.Н.А. просил отказать в удовлетворении жалобы по тем основаниям, что вина должностного лица установлена материалами дела.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор, в числе прочего, осуществляется органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти.

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются, в числе прочего, соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» данный федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 24.10.2022) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Постановлением Кабинета Министров ЧР от 31.03.2023 N 205 «Об установлении на территории Чувашской Республики особого противопожарного режима» на территории Чувашской Республики установлен особый противопожарный режим с 10 апреля 2023 г. до особого распоряжения о его отмене. На период действия особого противопожарного режима установлены ряд дополнительных требований пожарной безопасности:

Часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.

В соответствии с требованиями пункта 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно статье 2 Устава Алатырского муниципального округа Чувашской Республики (принят решением Собрания депутатов Алатырского муниципального округа ЧР от 10.11.2022 N 4/1) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по ЧР 07.12.2022 N RU217030002022001), Территорию Алатырского муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, а также земли рекреационного назначения. Территорию Алатырского муниципального округа образуют объединенные общей территорией населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями:

1) село Алтышево, поселок Анютино, поселок Баевка, поселок Борки, поселок Знаменка, поселок Кученяево, поселок Лесной, поселок Низовка, поселок Новиковка, поселок Новое Алтышево, входящие в состав административно-территориальной единицы Алтышевское сельское поселение;

2) село Атрать, поселок Алтышево-Люльский, поселок Атрать, поселок Юность, входящие в состав административно-территориальной единицы Атратское сельское поселение;

3) село Ахматово, входящее в состав административно-территориальной единицы Ахматовское сельское поселение;

4) поселок Восход, поселок Калинино, входящие в состав административно-территориальной единицы Восходское сельское поселение;

5) село Иваньково-Ленино, поселок Безбожник, поселок Соловьевский, поселок Шумы, входящие в состав административно-территориальной единицы Иваньково-Ленинское сельское поселение;

6) поселок Киря, поселок Полукиря, входящие в состав административно-территориальной единицы Кирское сельское поселение;

7) село Кувакино, село Березовый Майдан, село Злобино, село Ичиксы, входящие в состав административно-территориальной единицы Кувакинское сельское поселение; 8) село Междуречье, село Сурский Майдан, поселок Березовая Поляна, поселок Первое Мая, входящие в состав административно-территориальной единицы Междуреченское сельское поселение; 9) село Миренки, село Явлеи, входящие в состав административно-территориальной единицы Миренское сельское поселение; 10) село Новые Айбеси, поселок Искра, поселок Сальный, входящие в состав административно-территориальной единицы Новоайбесинское сельское поселение;

11) поселок Алтышево, входящий в состав административно-территориальной единицы Октябрьское сельское поселение;

12) поселок Первомайский, поселок Чапаевка, входящие в состав административно-территориальной единицы Первомайское сельское поселение;

13) село Сойгино, входящее в состав административно-территориальной единицы Сойгинское сельское поселение;

14) село Старые Айбеси, деревня Новые Выселки, входящие в состав административно-территориальной единицы Староайбесинское сельское поселение;

15) село Стемасы, входящее в состав административно-территориальной единицы Стемасское сельское поселение;

16) село Чуварлеи, деревня Ялушево, поселок Санаторный, входящие в состав административно-территориальной единицы Чуварлейское сельское поселение.

Административным центром Алатырского муниципального округа является город Алатырь.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 7 Устава Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, к вопросам местного значения Алатырского муниципального округа, в числе прочего, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Алатырского муниципального округа.

Как следует из материалов дела, вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены административным органом в период особого противопожарного режима на территории Чувашской Республики, введенного Постановлением Кабинета Министров ЧР от 31.03.2023 N 205 с 10 апреля 2023 г. до особого распоряжения о его отмене.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, начальник Управления по благоустройству и развитию территории администрации Алатырского муниципального округа Сазанов А.В. в своей жалобе не оспаривает факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности на территории Алатырского муниципального округа в период особого противопожарного режима. В то же время, не согласен с порядком привлечения его к административной ответственности по решению должностного лица надзорного органа, а не в судебном порядке.

Доводы жалобы, что орган пожарного надзора не наделен полномочиями по привлечению к ответственности органов местного самоуправления, поскольку в силу ст. 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность наступает исключительно на основании решения суда, - несостоятелен и не может быть принят во внимание, поскольку Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления и не предусматривает порядок привлечения к административной ответственности.

Порядок производства по делу об административном правонарушении на всех его стадиях регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно части 1 статьи 1.1 которого, законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, правила подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные главой 23 КоАП РФ, также поставлены в зависимость от организационно - правовой формы лица, привлекаемого к ответственности.

В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 1 ст. 23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 указанной статьи в пределах своих полномочий, вправе, в частности, главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.

Доводы, изложенные в жалобе о том, что в мотивировочной части обжалуемого постановления должностного лица пожарного надзора содержится ряд ошибок, которые являются недопустимыми и дают возможность двойного толкования о субъекте административного правонарушения, не могут служить основанием для отмены или изменения постановления, так являются описками и устраняются в порядке, установленном статьей 29.12.1 КоАП РФ.

При этом допущенные описки не искажают существо правонарушения и виновность именно Сазанова А.В., а не иного лица, в совершении данного правонарушения.

Оценивая доводы жалобы, судья приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела должностным лицом государственного пожарного надзора на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Сазанова А.В. в нарушении требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, и наличии в его действия (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Мотивы, по которым должностным лицом пожарного надзора сделан вывод о виновности Сазанова А.В. в совершении административного правонарушения подробно изложены в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, и оснований сомневаться в обоснованности постановления у судьи не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

При назначении Сазанову А.В. наказания были учтены фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного административного правонарушения. Указано на отсутствие отягчающих обстоятельств по делу.

В то же время, согласно письму главы Алатырского муниципального округа Ш.Н.И. в адрес ОНД и ПР по г. Алатырь и Алатырскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Алатырского муниципального округа во исполнение предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности предприняло ряд мер, в том числе:

- проведена опашка населенных пунктов (создание минерализованных полос) общей протяженностью 172,77 км;

- постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О добровольной пожарной охране» утверждено положение о мерах социальной и материальной поддержки добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, а также членов их семей;

- с целью информирования населения о мерах пожарной безопасности на стендах в учреждениях культуры, здравоохранения, магазинах и остановках общественного транспорта размещаются памятки о пожарной безопасности, на сайте администрации Алатырского муниципального округа, а также в телеграмм-канале регулярно размещаются информационные статьи о мерах пожарной безопасности, о причинах и количестве пожаров;

- в 3 квартале 2023 года запланирована работа по установке на имеющихся источниках наружного противопожарного водоснабжения, находящихся на территории населенных пунктов, и предназначенных для забора воды, с целью тушения пожаров, табличек с указанием наименования источника НППВ, а также объема его содержания;

- во 2 полугодии 2023 года запланирована работа по установке указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения на территории населенных пунктов;

- на территории населенных пунктов проведена очистка от сухой травянистой растительности земельных участков;

- постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения на местах и в местах общего пользования населенных пунктов Алатырского района» утвержден перечень первичных средств пожаров и противопожарного инвентаря.

Согласно пункту 5 части 1, части 2 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в числе прочего, признаются предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку администрацией Алатырского муниципального округа предприняты ряд мер по исполнению предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, что снижает общественную опасность правонарушения, на основании пункту 5 части 1, части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, прихожу к выводу о необходимости признания данных действии в качестве обстоятельств, смягчающих администрацию ответственность должностного лица.

Обсудив вопрос о назначении наказания, принимая во внимание совершение правонарушения впервые, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения жалобы, снижении размера административного штрафа до 10000 рублей и изменении в данной части постановления.

При этом оснований для прекращения производства по делу, суд не усматривает.

В остальной части в удовлетворении жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Жалобу должностного лица первого заместителя главы администрации – начальника Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Алатырского муниципального округа Сазанова А.В. удовлетворить в части.

Постановление и.о. начальника ОНДиПР по <данные изъяты> УНДиПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии У.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – первого заместителя главы администрации – начальника Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Алатырского муниципального округа Сазанова А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив размер назначенного должностному лицу наказания в виде административного штрафа с 15000 рублей до 10000 рублей.

В остальной части в удовлетворении жалобы отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня вручения копии решения с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Судья

12-33/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Сазанов Андрей Васильевич
Суд
Алатырский районный суд Чувашской Республики
Судья
Китайкин
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
alatirsky--chv.sudrf.ru
29.05.2023Материалы переданы в производство судье
14.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
02.08.2023Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее