Дело № 2-176/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Белый Яр 04 июля 2016 года
Верхнекетский районный суд Томской области в составе:
судьи Песецкой И.Н.,
при секретаре Князевой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области к Администрации Ягоднинского сельского поселения о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, направить проект для утверждения лимитов в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области,
У С Т А Н О В И Л :
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее – Департамент, истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Ягоднинского сельского поселения (ответчик) о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, направить проект для утверждения лимитов в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, установив ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий, но не более поздний, чем ноябрь 2016 года
В обоснование иска указано, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в июне 2015 года в Администрации Ягоднинского сельского поселения была проведена плановая проверка, в результате которой были выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, о чем составлен акт проверки от 26.06.2015 г. № 11-40.
На балансе Администрации Ягоднинского сельского поселения числится: автомобиль марки УАЗ-315195, двигатель №, год выпуска - 2010. При эксплуатации автотранспорта образуются отходы: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом; шины пневматические отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами; лом черных металлов несортированный; масла автомобильные отработанные; шлам от мойки автотранспорта.
Основной вид деятельности Администрации Ягоднинского сельского поселения – управленческий. Юридический адрес: 636521, Томская область, Верхнекетский район, п. Ягодное, ул. Октябрьская, 1.
В процессе жизнедеятельности сотрудников администрации образуется мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный). Помещения в административном здании освещаются лампами марки ЛД-40, по истечению срока служб ламп образуются ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак. При текущем косметическом ремонте помещений административного здания образуется отход – тара и упаковка из стали углеродистых марок не загрязненная, потерявшая потребительские свойства.
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу ст. 18 названного Федерального закона, применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Как следует, из положения ч.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.В нарушение изложенных требований законодательства Администрация Ягоднинского сельского поселения на момент плановой проверки осуществляла деятельность в отсутствии разрешительных документов в области обращения с отходами – проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, лимитов размещения отходов.
В связи с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления глава Ягоднинского сельского поселения ранее была привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ (протокол от 26.06.2015 № 11-17). Ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 26.06.2015 № 11-5 со сроком исполнения до 18.03.2016. В установленный срок Администрация Ягоднинского сельского поселения предписание не выполнила (акт проверки от 26.06.2015 № 11-40), в связи с чем в отношении нее был составлен протокол № 11-6 от 22.04.2016 об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и направлен мировому судье судебного участка Верхнекетского судебного района.
Из информации Администрации Ягоднинского сельского поселения от 19.04.2016 № 167 следует, что проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение не разработан, лимиты размещения отходов не получены в связи с непредставлением полного пакета документов в Департамент.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Несоблюдение Администрацией Ягоднинского сельского поселения требований законодательства об отходах производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание представитель истца Бучко Т.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №) не явилась, представила письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутсвие, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – Глава Ягоднинского сельского поселения Герасимович И.В., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя ответчика, с исковыми требованиями согласилась в полном объеме.
В соответствии с положениями ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд решил рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и ответчика.
Исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку эти требования законны и обоснованы и признаны ответчиком.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды, определенных ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Природоохранные требования, то есть предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами и иными нормативными актами, направлены на обеспечение экологической безопасности и сохранение благоприятной окружающей среды.
Ответчик исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области признал в полном объеме, требования статьи 173 ГПК РФ о признании иска ответчику разъяснены и понятны. Признание иска принято судом в соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
В силу ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает целесообразным указать срок совершения действия, о которых просит истец, до 30.11.2016 года, оценивая его, как разумный для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ягоднинского сельского поселения удовлетворить.
Обязать Администрацию Ягоднинского сельского поселения разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, направить указанный проект для утверждения лимитов в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, установив ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 30.11.2016 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнекетский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья (подписано) И.Н. Песецкая
На момент размещения на сайт суда не вступило в законную силу.