Дело № 2-760/2023
УИД 22RS0001-01-2023-000909-82
Решение в окончательной форме
изготовлено 25 октября 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г.Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой И.С.,
при секретаре Митяевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Алейскводоканал» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению капитального ремонта водопроводной сети,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Алейскводоканал» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению капитального ремонта водопроводной сети, указывая на следующие обстоятельства.
Межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлены нарушения закона в связи с некачественным предоставлением услуги холодного водоснабжения населению г.Алейска Алтайского края. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения г.Алейска относится к полномочиям муниципального образования «город Алейск Алтайского края». Постановлением главы администрации г. Алейска от 17 июня 2016 года №451, гарантирующей организацией в сфере водоснабжения определено ООО «Алейскводоканал». На основании концессионного соглашения, заключенного 01 июля 2016 года между муниципальным образованием город Алейск в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска и ФИО7 с одной стороны (концедент), и ООО «Алейскводоканал» с другой стороны (Концессионер) (далее – Соглашение), объекты централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории г.Алейска в количестве 110 шт. по наименованиям переданы концессионеру во временное пользование и эксплуатацию, который за свой счет обязуется создать и (или) реконструировать и модернизировать их. Срок действия концессионного соглашения: 2016-2026 годы. Согласно п. 4.1 раздела IV Соглашения концессионер обязан за свой счет и/или за счет привлеченных средств создать и реконструировать/модернизировать объекты в составе Объекта Соглашения в соответствии с заданием и конкурсным предложением Концессионера, и устанавливается в соответствии с инвестиционными программами Концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством РФ. Сроки создания, реконструкции, модернизации, улучшения характеристик, ввода в эксплуатацию объектов, входящих в состав Объекта Соглашения, определяются инвестиционными и производственными программами Концессионера. Установлено, что администрацией г.Алейска техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Алейскводоканал» утверждено постановлением администрации города от 07 декабря 2018 года №1106. В последующем постановлением администрации города от 10 декабря 2020 года №762 в указанное постановление внесены изменения в части корректировки технического задания. Вместе с тем ООО «Алейскводоканал» уклоняется от разработки инвестиционной программы. В целях понуждения концессионера к разработке инвестиционной программы администрацией города направлялись ему претензии. ООО «Алейскводоканал» 31 мая 2021 года и 26 июля 2021 года в администрацию города направлялись проекты инвестиционной программы, в утверждении которой было отказано в связи с допущенными нарушениями при ее разработке. В связи с чем, с 2016 года и до настоящего времени ООО «Алейскводоканал» в нарушение ст. 40 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа не разработана и не утверждена. Свою обязанность по созданию, реконструкции и модернизации системы централизованного водоснабжения и водоотведения концессионер в лице ООО «Алейскводоканал» по условиям Соглашения не исполняет, в том числе из-за отсутствия утвержденной инвестиционной программы. В частности, до настоящего времени ООО «Алейскводоканал» не выполнены мероприятия, предусмотренные Положением №2 к концессионному соглашению, а именно в период с 2016 года по 2020 год не проведены работы по выведению из эксплуатации 11 участков на сети водопровода и 5 участков на сетях канализации, с введением в замен их новых участков, в том числе на сетях водопровода по ул. Первомайской г. Алейска протяженностью 750 метров. Согласно Акту обследования технического состояния централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Алейскводоканал» в г. Алейске от 2023 года, распределительные сети холодного водоснабжения Головного водозабора на участке ул.Первомайская (2083,2 м, введен в эксплуатацию в 2002 году) имеют износ 80%; на участке ул. Первомайская ВК212-ВК213 (49 м, введен в эксплуатацию в 1982 году) имеют износ 82%. Бездействие по созданию, реконструкции, модернизации системы централизованного водоснабжения и водоотведения прямо влияет на качество поставляемой потребителям г.Алейска коммунальных услуг – холодное водоснабжение. Установлено, что в течение февраля 2023 года зафиксировано 15 фактов порывов сетей водоснабжения на ул.Первомайской в г.Алейске, 2 из них послужили основанием для приостановления подачи коммунальной услуги холодное водоснабжение. 28 марта 2023 года межрайонной прокуратурой направлено в адрес ООО «Алейскводоканал» представление о необходимости устранения вышеуказанных нарушений. Представление признано обоснованным и удовлетворено, однако конкретных мер к их устранению не принято. Всего с января по июнь 2023 года на ул. Первомайской г.Алейска произошло 8 аварийных ситуаций с временным отключением абонентов от водоснабжения. В некоторых случаях отключение достигало 6-15 часов. В связи с чем, 12 июля 2023 года межрайонной прокуратурой в адрес ООО «Алейскводоканал» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных мер к устранению сложившейся ситуации обществом не принято. Кроме того, постоянные порывы на сетях водоснабжения и их ремонт влекут попадание песка, земли, глины в питьевую воду, поставляемую гражданам. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районах (далее – ТО Роспотребнадзора) по требованию прокуратуры края в июне 2023 года проведена выездная проверка деятельности ООО «Алейскводоканал». Установлено, что вода питьевая из разводящей сети централизованного водоснабжения по органолептическим и химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21, превышены показатели мутности, концентрации железа в воде. Также вода питьевая не соответствует требованиям закона по микробиологическим показателям, превышены показатели ОМЧ, обнаружены ОКБ. Предоставление ООО «Алейскводоканал» коммунальной услуги – водоснабжение ненадлежащего качества нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории г. Алейска на оказание коммунальной услуги надлежащего качества, может полечь угрозу их жизни и здоровью.
Просит признать незаконным бездействие ООО «Алейскводоканал», выраженное в непринятии мер по капитальному ремонту распределительных сетей холодного водоснабжения Головного водозабора на участке ул.Первомайская (2 083,2 м), на участке ул.Первомайская ВК212-ВК213 (49 м) в соответствии с правилами технической эксплуатации систем водоснабжения. Обязать ООО «Алейскводоканал» принять меры по проведению капитального ремонта распределительных сетей холодного водоснабжения Головного водозабора на участке ул.Первомайская (2 083,2 м), на участке ул.Первомайская ВК212-ВК213 (49 м) в соответствии с правилами технической эксплуатации систем водоснабжения. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения указанных действий – в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Кузьменко С.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Алейскводоканал» Неудахин В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, поскольку ранее прокурор обращался с аналогичными требованиями об обязании исполнить условия концессионного соглашения, в их удовлетворении было отказано. По существу заявленных требований пояснил, что в 2016 году на основании концессионного соглашения Обществу было передано имущество по водоснабжению, водоотведению. В этом году было проведено техническое обследование состояния систем водоснабжения и водоотведения, на основании которого был выявлен износ сетей. По состоянию водопроводных сетей в настоящее время требуется их капитальный ремонт, подразумевающий их полную замену. Протяженность водопроводных сетей, подлежащих капитальному ремонту, превышает протяженность сетей, предусмотренных техническим заданием в рамках концессионного соглашения. В соответствии с техническим заданием, разработанным и утвержденным при заключении концессионного соглашения, часть сети водоснабжения по ул.Первомайской протяженностью 800 метров включена в перечень объектов, подлежащих реконструкции/модернизации в рамках соглашения. Иные водопроводные сети по ул.Первомайской не включены в техническое задание. Обязанность по осуществлению капитального ремонта возложена на водоснабжающую организацию, однако на сегодняшний день деньги на проведение капитального ремонта отсутствуют, в тарифе не предусмотрены. Акт технического обследования, а также предложения по изменению схемы водоснабжения, водоотведения направлены в администрацию г.Алейска. Сейчас ведется работа по включению этих участков в инвестиционную программу. Администрация занимается объединением схем водоснабжения, водоотведения г.Алейска. При изменении схемы водоснабжения, водоотведения, будет составлено новое техническое задание. После этого будет возможно проработать инвестиционную программу. Минстроем Алтайского края поставлена задача, до конца этого года - разработать и утвердить инвестиционную программу. В настоящее время инвестиционная программа, необходимая для осуществления работ не утверждена администрацией города. Для осуществления работ по капитальному ремонту потребуется около шести месяцев в летний период времени, поскольку в зимний период эти работы проводить не целесообразно, плюс дополнительное время для составления, проектирования и утверждения всей документации, в общей сложности минимум 1,5 года.
Представитель третьего лица Администрации города Алейска Алтайского края Вражевских О.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что муниципальное образование в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города, согласно концессионному соглашению, свои обязательства выполнила, имущество передано, вместе с тем ООО «Алейскводоканал» не исполняет условия концессионного соглашения, инвестиционную программу не разработал, в связи с чем инвестиции не осуществлялись. Обязанность по проведению капитального ремонта возложена на ООО «Алейскводоканал» в соответствии с п.6.2 концессионного соглашения. Схема водоснабжения существует, и на момент заключения концессионного соглашения тоже была. Техническое задание было разработано, утверждено в декабре 2018 года. Вместе с тем с указанного времени инвестиционная программа разрабатывается, один раз в год её приносят на согласование, однако в связи с расхождениями в километрах, метрах, других моментах, программа не утверждается и возвращается ответчику на доработку. Считает, что в иске указан разумный срок для проведения работ по капитальному ремонту. Постоянные порывы на сетях холодного водоснабжения на ул.Первомайская г.Алейска, их ремонт, нарушают права граждан-абонентов на получение питьевой воды соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска Алтайского края Степанова О.Н. в судебном заседании поддержала требования прокурора по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что ООО «Алейскводоканал» смешивает два понятия – инвестиционные вложения в реконструкцию, модернизацию и текущий, капитальный ремонт. По концессионному соглашению только часть объектов вошла в перечень объектов, подлежащих реконструкции, модернизации, в том числе участок сети водопровода по ул.Первомайская от пер.Паркового до пер.Комбинатовского протяженностью 750 метров. Все остальные сети на территории города – их 114 км, в том числе оставшаяся часть сетей по ул.Первомайской, не вошедшие в инвестиционную программу, при необходимости подлежат капитальному или текущему ремонту по решению ООО «Алейскводоканал» в соответствии п. 6.2. концессионного соглашения. На сегодняшний день концессионер не выполняет свои обязанности по проведению капитального ремонта спорного участка сети, который в инвестиционную программу не вошел, считает, что ответчик должен принять меры по замене части трубы, на которой происходят аварии. Кроме того, говоря о том, что на сегодняшний день разрабатывается проект схемы, они представили предложение, то этих документов ещё нет, они в стадии согласования, и не факт, что эта сеть в полном объеме войдет в инвестиционную программу. Считает нужно исходить на сегодняшний день из действующих документов. В концессионном соглашении не прописан порядок проведения капитальных ремонтных работ. Это обязанность организации, участия концессионера в данном случае не требуется. По поводу того, что в тарифе средства на капитальный ремонт не заложены, то сама регулирующая организация ООО «Алейскводоканал» подает пакет документов в Управление по тарифам, и предоставляет обоснование необходимости проведения, в том числе и ремонтных работ (текущих, капитальных). Если эти работы не вошли в тариф, встает вопрос – подавали ли они документы, чтобы обосновать необходимость проведения капитальных ремонтных работ. Кроме того, из Управления по тарифам имеется подтверждение, сколько средств было вложено в тариф на проведение инвестиционных мероприятий. За период действия концессионного соглашения уже часть средств ООО «Алейскводоканал» было накоплено за счет тарифных денег. Считает, что позиция прокурора обоснована, и ООО «Алейскводоканал» должно принять меры к капитальному ремонту по замене части сетей водопровода, на которых происходят аварии. В акте они отразили, где необходима замена. Срок концессионного соглашения заканчивается в июле 2026 года, и если учесть все сроки на согласование, то к данному сроку ответчик ничего не успеет сделать, поэтому нужно учитывать разумность сроков.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с частями 1, 2 ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее по тексту – Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Как следует из материалов дела, сети водопровода по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г.Алейск, по улицам города, общей протяженностью 114 316,0 м, с кадастровым номером №, в том числе сооружение сети на участке ул. Первомайская (2083,2 м), на участке ул. Первомайская ВК212-ВК213 (49,0 м) входят в состав объектов муниципальной собственности города Алейска и передано в составе объекта концессионного соглашения от 01 июля 2016 года в пользование ООО «Алейскводоканал».
Из постановления Администрации города Алейска Алтайского края №451 от 17 июня 2016 года следует, что ООО «Алейскводоканал», осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, наделено статусом гарантирующей организации на территории муниципального образования город Алейск Алтайского края.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 01 июля 2016 года заключено концессионное соглашение между муниципальным образованием г.Алейск Алтайского края, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска Алтайского края, ФИО8, совместно именуемые «Концедент», с одной стороны, и ООО «Алейскводоканал» именуемое «Концессионер».
Согласно п.1.1 концессионного соглашения от 01 июля 2016 года, Концессионер обязуется за свой счет (собственными и заемными средствами) создать и (или) реконструировать и модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту, и осуществлять использование (эксплуатацию) централизованных систем холодного водоснабжения, включая водоподготовку, водоснабжение и водоотведение, в том числе очистку сточных вод с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 2.1 концессионного соглашения установлено, что объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно центральные системы водоснабжения и водоотведения, на территории муниципального образования город Алейск, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в разделе 1 настоящего Соглашения, подлежащие реконструкции, модернизации и созданию.
Сведения о составе и описании объектов имущества в составе объекта Соглашения, в том числе о техническо-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого имущества приведены в Приложении №1 к настоящему Соглашению (п.2.3 концессионного соглашения).
Создание и реконструкция объекта соглашения определена разделом 4 концессионного соглашения от 01 июля 2016 года.
Из п.4.1 концессионного соглашения следует, что концессионер обязан за свой счет и/или за счет привлеченных средств создать и реконструировать/модернизировать объекты в составе объекта Соглашения в соответствии с заданием и конкурсным предложением Концессионера.
Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию/модернизацию объекта Соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия Концессионером, составляет 88732,4 тысяч рублей. Предельный размер расходов включает в себя суммарный объем инвестиций в рублях. Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта Соглашения может быть пересмотрен по инициативе Концессионера в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п.4.2 концессионного соглашения).
Полный перечень создаваемых и/или реконструированных объектов, входящих в состав объекта Соглашения, должен включать основные мероприятия, предусмотренные в конкурсном предложении Концессионера, и устанавливается в соответствии с инвестиционными программами Концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.4.3 концессионного соглашения).
Из п.4.4. концессионного соглашения от 01 июля 2016 года следует, что Концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с Концедентом проектную документацию, необходимую для создания и реконструкции объектов в составе объекта Соглашения. Проектная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к объекту Соглашения в соответствии с решением Концедента о заключении настоящего Соглашения.
Концедент обязуется обеспечить Концессионеру необходимые условия для выполнения работ по созданию и реконструкции объекта Соглашения, в том числе принять необходимые меры по обеспечению свободного доступа Концессионеру и уполномоченным им лиц к объекту Соглашения (4.4 концессионного соглашения).
Согласно п.4.9 концессионного соглашения, Концедент оказывает Концессионеру содействие при выполнении работ по созданию и реконструкции объекта Соглашения.
Объем и источники инвестиций, привлекаемых Концессионером в целях создания и реконструкции объекта Соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами Концессионера на 2016-2026 годы, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и указываются в Приложении №4. При изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые Концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит (п.4.16 концессионного соглашения).
Согласно п.6.2 концессионного соглашения, Концессионер обязан поддерживать Объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание Объекта Соглашения, за исключением случаев, когда указанные действия осуществляются Концедентом в соответствии с условиями настоящего Соглашения. Концессионер обязан принимать разумные меры по обеспечению безопасности и сохранности объекта концессионного соглашения, иного имущества, направленные на их защиту от угрозы техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Приложением №1 к Концессионному соглашению определен состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта Концессионного соглашения и иного имущества, передаваемого Концедентом Концессионеру по Концессионному соглашению, в состав которого входят объекты системы водоснабжения-сети, в том числе по ул. Первомайской г. Алейска.
Приложением 2 к Концессионному соглашению определены задание и основные мероприятия с описанием основных характеристик таких мероприятий, которыми предусмотрено, что в течение четырех лет (2016-2020 годы) планируется вывести из эксплуатации на сетях водоснабжения 11 участков сети, взамен выведенных участков ввести новые, в том числе сеть водопровода по ул.Первомайская, диаметром 350 мм, протяженностью 750 м.
Из акта приема-передачи от 01 июля 2016 года следует, что Концедент передал, а Концессионер (ООО «Алейскводоканал») принял имущество (сети, здания, сооружения и оборудование), в том числе спорные объекты водопроводных сетей холодного водоснабжения: Головного водозабора на участке ул.Первомайская (2083,2 м), на участке ул.Первомайская ВК212-ВК213 (49 м).
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ (в редакции, действующей на момент заключения соглашения), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (ч.2 ст.3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ).
Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении коммунальной услуги – водоснабжение.
28 марта 2023 года Алейской межрайонной прокуратурой внесено представление в адрес ООО «Алейскводоканал» об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, ссылаясь на то, что проведенной проверкой установлено, что в течение февраля 2023 года зафиксировано 15 фактов порывов сетей водоснабжения на ул.Первомайская в г.Алейске, послуживших основанием для приостановления подачи коммунальной услуги холодное водоснабжение, в том числе 2 факта приостановления подачи коммунальной услуги сроком более одних суток, что свидетельствует о ненадлежащем предоставлении ООО «Алейскводоканал» коммунальной услуги холодное водоснабжение, нарушении прав граждан, проживающих по ул.Первомайской в г.Алейске.
24 апреля 2023 года представление прокуратуры ООО «Алейскводоканал» рассмотрено, признано обоснованным и удовлетворено. В течение февраля 2023 года при порывах сетей холодного водоснабжения по ул.Первомайская г.Алейска, ООО «Алейскводоканал» производил подвоз холодной воды жителям. Причина порывов по ул.Первомайская, является ветхость трубы. Водопровод построен из стальных труб d=325 мм в 2002 году. Нормативный срок службы стальных трубопроводов составляет 20 лет.
19 июня 2023 года Алейской межрайонной прокуратурой внесено представление в адрес ООО «Алейскводоканал» об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, ссылаясь на то, что проведенной проверкой установлено, что на основании концессионного соглашения, заключенного 01 июля 2016 года между муниципальным образованием город Алейск в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска и ФИО9, с одной стороны (концедент), и ООО «Алейскводоканал» с другой стороны (концессионер), объекты централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории Алейского района в количестве 110 шт. по наименованиям переданы концессионеру во временное пользование и эксплуатацию, который за свой счет обязуется создать и (или) реконструировать и модернизировать их. В состав переданных объектов водоснабжения, в том числе входит водопроводная сеть, протяженностью 314 км, 1968 года прокладки, процент износа 63%. Свою обязанность по созданию, реконструкции и модернизации системы централизованного водоснабжения и водоотведения концессионер в лице ООО «Алейскводоканал» по условиям концессионного соглашения от 01 июля 2016 года не исполняет. ООО «Алейскводоканал» не выполнены мероприятия, предусмотренные Приложением №2 к концессионному соглашению, а именно в период с 2016 года по 2020 год не проведены работы по выведению из эксплуатации 11 участков на сети водопровода, с введение в их замен новых участков, в том числе на сетях водопровода по ул. Первомайская (протяженность 750 м.).
12 июля 2023 года Алейской межрайонной прокуратурой внесено представление в адрес ООО «Алейскводоканал» об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, ссылаясь на то, что проведенной проверкой установлено, что в период с января 2023 года по июль 2023 года в г. Алейске произошло 13 аварийных ситуации с временным отключением от водоснабжения с превышением нормативно установленного срока, в том числе на ул. Первомайская г. Алейска.
22 августа 2023 года представление прокуратуры ООО «Алейскводоканал» рассмотрено, признано обоснованным и удовлетворено.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года №168 (далее - Правила).
Согласно пункту 2.10.1 Правил водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В соответствии с пунктом 2.10.20 Правил к капитальному ремонту сетей водоснабжения относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водозаборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренних поверхности труб и т.д.
Приказом Минстроя России от 5 августа 2014 года №437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (далее - Требования).
На основании пункта 19 Требований износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.
В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
В пункте 7 Приложения №2 Требований указано, что оценка состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения проводится на основании акта технического обследования с учетом оценки степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения:
- для группы «г» в интервале от «61%» до «80%» - оборудование находится в аварийном состоянии, оборудование опасно в эксплуатации - нарушением работы водопроводных и канализационных сетей или подвергающее опасности жизнь и здоровье обслуживающего персонала, находящегося в непосредственной близости. Оборудование не может эксплуатироваться без постоянного надзора;
- для группы «д» от «81%» до «100%» - оборудование, включение которого невозможно и (или) опасно для сетей и (или) жизни и здоровья обслуживающего персонала. Эксплуатация такого оборудования неминуемо приведет к аварии, и (или) такое оборудование физически невозможно включить в работу.
В материалах дела имеется акт обследования технического состояния централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Алейскводоканал» г.Алейск Алтайского края, составленный ООО ФИО10 в 2023 году, которым установлено, что металлическая труба диаметром 325 мм, проложенная по ул. Первомайская выработала установленный ресурс, замеры толщины стенки в двух колодцах, ультразвуковым толщиномером «ТУ-1.1» показали снижение толщины стенки до 2,2-2,8 мм. Распределительные сети холодного водоснабжения Головного водозабора: по ул.Первомайская (диаметр 325мм, протяженность 2083,2 м), год ввода в эксплуатацию 2002, материал трубопровода сталь, имеют процент износа - 80%; по ул.Первомайская ВК212-ВК213 (диаметр 50мм, протяженность 49,0 м), год ввода в эксплуатацию 1982, материал трубопровода п/э, имеют процент износа – 82%. Основными мероприятиями для поддержания системы централизованного водоснабжения города Алейска в работоспособном состоянии являются, в том числе: замена выработавших установленные сроки участков водопроводных распределительных сетей по ул. Первомайская, протяженностью 2083,20 м, со сроком проведения в 2024-2025 году. В результате проведенного технического обследования объектов обслуживаемых ООО «Алейскводоканал», работа системы централизованного водоснабжения в целом признана удовлетворительной. Но, учитывая высокий процент износа и большую аварийность некоторых участков распределительной сети, дальнейшая эксплуатация централизованной системы холодного водоснабжения г.Алейска, без проведения мероприятий по капитальному и текущему ремонту, может серьезно усложнить жизнь населения проживающего в городе и затруднить деятельность предприятий и организаций, обеспечивающих население жизненно-необходимыми товарами и услугами.
Актом технического обследования зданий, сооружений, оборудования, сети водоснабжения ФИО11 от 2016 года установлено, что распределительные сети холодного водоснабжения Головного водозабора: по ул.Первомайская (протяженность 2083,2 м), год ввода в эксплуатацию 2002, материал трубопровода сталь, имеют процент износа – 20%; по ул. Первомайская ВК212-ВК213 (протяженность 49,0 м), год ввода в эксплуатацию 1982, материал трубопровода п/э, имеют процент износа – 52%.
Таким образом, в период действия концессионного соглашения с 2016 года по 2023 года значительно увеличился процент изношенности сети холодного водоснабжения по ул.Первомайская г.Алейска, вопрос о проведении капитального либо текущего ремонта изношенных сетей водоснабжения ответчиком до настоящего времени не решен, в связи с чем Алейский межрайонный прокурор, действуя в интересах жителей города Алейска, обратился в суд с настоящими требованиями.
Как следует, из указанного выше концессионного соглашения от 01 июля 2016 года ООО «Алейскводоканал» обязано поддерживать Объект Соглашения в исправном состоянии, а значит должно организовать работы по проведению капитального либо текущего ремонта сетей ввиду их нормативного износа. Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о проведении текущего и капитального ремонта изношенных сетей водоснабжения.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела следует, что основанием для предъявления прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц послужило то обстоятельство, что из-за порывов сетей водоснабжения и неисполнением ООО «Алейскводоканал» обязанностей по текущему и капитальному ремонту сетей водоснабжения нарушаются конституционные права жителей города Алейска, в том числе право на получения коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Принимая во внимание, что иных доказательств, подтверждающих, безотлагательную необходимость в выполнении капитального ремонта распределительных сетей холодного водоснабжения Головного водозабора на участке ул.Первомайская (протяженностью 2083,2 м), на участке ул.Первомайская ВК212-ВК213 (протяженностью 49 м), стороной истца не представлено, учитывая, что на дату вынесения решения суда, участок водопровода по ул.Первомайская (2083,2 м), достиг износа 80%, участок водопровода по ул.Первомайская ВК212-ВК213 (49,0 м) достиг износа 82%, что следует из вышеназванного акта обследования технического состояния систем водоснабжения, суд находит бездействие ООО «Алейскводоканал» по не проведению капитального ремонта на данном участке водопроводной сети незаконным и в этой связи требование прокурора, как в части признания незаконным бездействия, так и в части обязания ответчика выполнить капитальный ремонт распределительных сетей холодного водоснабжения Головного водозабора на участке ул.Первомайская (2083,2 м), на участке ул.Первомайская ВК212-ВК213 (49 м), признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, для восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, на ООО «Алейскводоканал» должна быть возложена обязанность по проведению работ по капитальному ремонту спорных сетей водоснабжения. Возложение указанной обязанности соответствует требованиям соразмерности способа защиты нарушенному праву.
В нарушение положений ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, что сети водоснабжения, являющиеся предметом спора, пригодны для текущего ремонта и их эксплуатация не повлечет перебоев в водоснабжении и возникновении аварийных ситуаций.
Доводы стороны ответчика о том, что для проведения капитального ремонта необходимо разработать и утвердить схему водоснабжения, техническое задание и инвестиционную программу судом не учитываются при разрешении настоящих требований, поскольку как было установлено в судебном заседании спорные объекты сетей водоснабжения, в отношении которых заявлено требование о проведении капитального ремонта, не включены в число объектов, подлежащих реконструкции и модернизации в рамках технического задания, разработанного при заключении концессионного соглашения, а следовательно в отношении указанных объектов ответчиком должны были осуществляться работы по текущему либо капитальному ремонту в целях поддержания их работоспособного состояния. При этом, условиями концессионного соглашения не предусмотрен специальный порядок осуществления работ по текущему и капитальному ремонту Объекта соглашения, с обязательным привлечением к их проведению Концедента, напротив предусмотрена обязанность ответчика поддерживать Объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание Объекта.
Вопреки довода ООО «Алейскводоканал» отсутствие у ответчика денежных средств на проведение капитального ремонта спорных объектов водоснабжения не является основанием для его освобождения от исполнения обязанности по поддержанию принятого им Объекта соглашения в исправном состоянии и проведения работ по капитальному ремонту данного Объекта.
Кроме того, довод ООО «Алейскводоканал» о том, что заявленные требования прокурора подлежат оставлению без удовлетворения, ввиду наличия решений Алейского городского суда Алтайского края, Арбитражного суда Алтайского края которыми отказано в удовлетворении исковых требований о понуждении к исполнению условий концессионное соглашения, суд признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства РФ, поскольку разрешаемые судом в рамках настоящего гражданского дела исковые требования не тождественны исковым требованиям, разрешаемым Алейским городским судом в рамках гражданского дела №, Арбитражным судом Алтайского края в рамках дела №.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При определении срока для исполнения указанной обязанности в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что водоснабжение относится к социальным факторам среды обитания, в связи с чем с учетом необходимости проведения ответчиком организационных мероприятий согласованию и ремонту участков сетей Головного водозабора на участке ул.Первомайская (2083,2 м), на участке ул.Первомайская ВК212-ВК213 (49 м), суд считает возможным определить срок исполнения данной обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Алейскводоканал», выраженное в непринятии мер по капитальному ремонту распределительных сетей холодного водоснабжения Головного водозабора на участке ул.Первомайская (2083,2 м), на участке ул.Первомайская ВК212-ВК213 (49 м) в соответствии с правилами технической эксплуатации систем водоснабжения.
Обязать ООО «Алейскводоканал» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по капитальному ремонту распределительных сетей холодного водоснабжения Головного водозабора на участке ул.Первомайская (2083,2 м), на участке ул.Первомайская ВК212-ВК213 (49 м) в соответствии с правилами технической эксплуатации систем водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья И.С. Иноземцева