РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2011 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Голуб И.В.,
при секретаре Бушиной Е.А., без участия сторон, в открытом судебном заседании,
в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по иску Ануарбекова Акылбека
к войсковой части 11284 о возмещении ущерба, причиненного выплатой заработной платы без учета районного коэффициента 1,4, и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ануарбеков обратился в суд с иском к войсковой части 11284, в котором указал, что
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в поликлинике указанной части
и в течение этого периода его заработная плата выплачивается без учёта районного коэффициента 1,4.
В своем заявлении истец указал, что право на заработную плату с учетом районного коэффициента 1,4 предусмотрено совокупностью норм Федерального закона
от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях» (далее по тексту - Закон № 284-ФЗ), распоряжением Совета Министров СССР
от 20 июля 1987 года № 1644 РС (далее по тексту - Распоряжение № 1644), постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 года № 1122 «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур»
и в г. Байконуре, и членов их семей» (далее по тексту - Постановление № 1122), а также иными законами и нормативными актами. Кроме того, к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на комплексе «Байконур», районный коэффициент 1,4 применяется.
Считая свои права на получение заработной платы в полном объёме нарушенными, истец просит:
«1. Взыскать с воинской части 11284 МО РФ в пользу Ануарбекова Акылбека сумму основного долга в виде невыплаченного районного коэффициента «1,4» к оплате труда в размере 262.556,70 (двести шестьдесят две тысячи пятьсот пятьдесят шесть) рублей
70 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по момент обращения в суд и сумму процентов (денежной компенсации) за неполную и несвоевременную выплату заработной платы
(ст. 236 ТК РФ) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
2. В целях обеспечения дальнейшего права работника на заработную плату за свой труд в полном объеме и без какой - либо дискриминации обязать воинскую часть 11284 МО РФ в дальнейшем выплачивать заработную плату истцу с учетом районного коэффициента «1,4»;
3. На основании ст. 237 ТК РФ взыскать с воинской части 11284 МО РФ сумму морального вреда в размере 4000 рублей;
4. На основании ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ освободить истца от уплаты государственной пошлины и возможных судебных расходов в связи с обращением в суд общей юрисдикции.» (текст указан в редакции истца)
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, представителей для представления своих интересов
не направили, каждый в отдельности просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем указали в соответствующих письменных заявлениях.
Согласно пункту 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
В связи с чем суд рассматривает данное исковое заявление в отсутствие неявившихся сторон.
Командир войсковой части 11284 в направленных в адрес суда письменных возражениях требования иска не признал, указав, что в соответствии с Положением
о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждено приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555) (далее по тексту - Приказ № 555) Байконур не указан в перечне местностей, для которых предусмотрена выплата районного коэффициента. Однако для гражданского персонала комплекса «Байконур» и лиц, работающих в г. Байконур, установлены компенсационные выплаты в процентах от должностного оклада в размере 30 процентов - за работу в районе экологического кризиса и 50 процентов должностного оклада - за обеспечение космических программ. Более того, указанные выплаты, предусмотренные также и положениями Закона № 284 - ФЗ, производятся, в связи с чем в полной мере защищены права истца, а значит нет законных оснований для выплаты районного коэффициента 1,4 к его заработной плате.
Суд, изучив доводы истца и ответчика, представленные ими в иске и возражениях, соответственно, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что требования иска не обоснованны и удовлетворению
не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено судом, истец работает в поликлинике войсковой части 11284, расположенной в г. Байконур и получал в период, указанный в иске заработную плату без учета районного коэффициента 1,4.
Распоряжением № 1644 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинск Казахской ССР (ныне г. Байконур) установлен районный коэффициент 1,4.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
В силу статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур» (Алма-Ата, 12 октября 1998 г.), ратифицированного Российской Федерацией, Федеральным законом от 6 декабря 2000 г. № 144-ФЗ, социальные гарантии указанной категории граждан РФ обеспечиваются в соответствии с законодательством РФ, если иное
не предусмотрено данным Соглашением.
При этом вопросы применения к заработной плате районных коэффициентов указанное Соглашение не регулирует, нормативные акты Правительства РФ по данному вопросу не принимались. Действие Распоряжения № 1644 федеральными органами законодательной и исполнительной власти РФ не приостанавливалось, из чего суд делает вывод, что оно не противоречит законодательству России и является действующим нормативно-правовым актом в части применения районного коэффициента для исчисления заработной платы рабочих и служащих.
Однако, что касается применения Распоряжения при исчислении заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, то необходимо отметить следующее.
Статьей 4 Закона № 284-ФЗ служащим воинских частей Министерства обороны РФ действительно предусмотрены дополнительные выплаты в связи с признанием мест дислокации воинских формирований местностями с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Однако как следует из названной статьи указанного Закона, лицам, работающим
в воинских формированиях, устанавливаются коэффициенты и (или) выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые определены Правительством РФ.
Из представленной ответчиком в суд справки об общей структуре заработной платы гражданского персонала войсковой части 11284 следует, что истцу в соответствии
с приказом Министра обороны РФ № 87 и статьи 3 Закона № 284-ФЗ и в соответствии
с Приказом № 555 выплачивалась в оспариваемый период заработная плата с повышением должностного оклада на 50%. Кроме того, истцу, как работающему в войсковой части 11284, выплачивается согласно постановлению Правительства № 1122 и Приказа № 555, надбавка
к месячному должностному окладу за обеспечение космических программ в размере 50%,
также надбавка к месячному должностному окладу за работу в районе экологического кризиса, равная 30%.
Представляется очевидным, вопреки доводам истца, что взамен выплаты районного коэффициента к заработной плате указанных лиц может применяться процентная надбавка
в размерах и порядке, которые установлены Правительством РФ.
В логической связи с упомянутыми выше Законом, подзаконными и нормативно-правовыми актами находятся нормы Приказа № 555, на который в представленных суду возражениях ссылается ответчик.
Утвержденное им Положение «О системе оплаты труда гражданского персонала …»
в подпункте «а» пункта 10 предусматривает, что в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями. При этом размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала бюджетных учреждений, устанавливаются в соответствии с приложением
№ 6 к Положению.
Судом установлено, что в данном Приложении № 6 космодром «Байконур»
не упомянут. При этом в пункте 55 Положения прямо прописан порядок компенсации гражданскому персоналу, работающему в воинских частях на космодроме «Байконур»
и в г. Ленинске. Приказом устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в районе экологического кризиса в размере 30 процентов должностного оклада (тарифной ставки), а за обеспечение космических программ -
50 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Более того, в том же Положении подпунктами «а,в» пункта 8 оговорено, что должностные оклады повышаются за работу в бюджетных учреждениях и воинских частях, дислоцированных на территориях Республики Казахстан - на 50 процентов.
Следовательно, правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства Обороны РФ, дислоцированных на космодроме «Байконур» и в г. Байконур, районного коэффициента 1,4
к заработной плате не имеется.
Вместе с тем данное обстоятельство никоим образом не ограничивает прав истца, по сравнению с иными категориями рабочих и служащих, поскольку вместо применения районного коэффициента, повышающего заработную плату в 1,4 раза, истцу, в соответствии со статьёй 3 Закона № 284-ФЗ, Постановлением № 1122 и положениями Приказа № 555, выплачивались в период, указанный в исковом заявлении, заработная плата с повышением должностного оклада на 50 процентов, ежемесячные надбавки за работу в районе экологического кризиса и обеспечение космических программ.
Что же касается права военнослужащих на получение денежного довольствия
с учетом районного коэффициента 1,4, о чем истец указала в исковом заявлении, то оно прямо указано в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы выплаты денежного довольствия, в частности статьёй 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм.), и касается исключительно лиц данной категории.
Суд также оставляет без внимания ссылку истца в своём заявлении на Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших
в следствии экологического бедствия в Приаралье», относительно того, что его нормы распространяются на оплату труда всего населения, а не только «граждан». При этом суд учитывает то обстоятельство, что, вопреки мнению истца, экологический коэффициент
не может быть применен к гражданскому персоналу воинских частей комплекса «Байконур», поскольку из смысла пункта 2 части 1 статьи 13 названного Закона,
а также статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан «О социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур» от 12 октября 1998 года следует, что Социальные гарантии граждан РК, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур», пострадавших
от экологического бедствия в зоне Приаралья, обеспечиваются Казахстанской Стороной
в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В соответствии же с нормами статьи 3 указанного выше Соглашения следует, что социальные гарантии проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур» граждан РФ и РК обеспечиваются на основании законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан соответственно.
В тоже время какой-либо нормативно-правовой акт российского законодательства, который бы устанавливал и регулировал выплату районного коэффициента гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ, отсутствует. Меры социальной защиты этих граждан помимо Закона № 284-ФЗ определены Постановлением Правительства РФ № 1122, что полностью соответствует нормам Соглашения между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан.
Тщательно проанализировав вышеизложенные нормы действующего законодательства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца 1 и 2 к войсковой части 11284 о взыскании невыплаченной заработной платы с учётом районного коэффициента 1,4, а также выплате истцу заработной платы в дальнейшем
с учетом районного коэффициента, необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Рассматривая исковые требования о взыскании с войсковой части 11284 в качестве компенсации морального вреда 4000 рублей (требование 3), суд исходит
из следующего.
В соответствии со статьёй 151 ГК РФ следует, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации.
При этом из смысла статьи 237 ТК РФ следует, что моральный вред, причиненный работнику работодателем возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а, в случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Таким образом, поскольку в суде при рассмотрении исковых требований 1 и 2
не нашли подтверждения нарушение прав истца ответчиком, а также вина последнего
в причинении физических и нравственных страданий истцу, не было установлено обстоятельств, предусмотренных статьёй 1100 ГК РФ, в связи с чем суд отказывает
в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 11284
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,4, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 3 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░