Дело №
УИД-05RS0№-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2023г. <адрес>
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алиева М.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Тамань») к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного тяжеловесным транспортным средством,
у с т а н о в и л:
ФКУ Упрдор «Тамань» обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного принадлежащим ему тяжеловесным транспортным средством в размере 619685,64 руб., указывая, что в силу п. 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. №, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, а также организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля.
В соответствии с приказом Минтранса России от 29.03.2018г. № «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», определен порядок фиксации результатов взвешивания транспортных средств.
На основании вышеуказанного 30.08.2020г., в порядке проведения весового контроля на стационарном пункте транспортного контроля «ПКП-7», расположенного на федеральной автомобильной дороге А-290 «Новороссийск-Керчь» 140км.+560м., осуществлено взвешивание принадлежащего ответчику ФИО1 транспортного средства «Вольво» с государственными регистрационными знаками О 299 ОК 05 RUS, по результатам которого выявлено превышение допустимой массы транспортного средства и допустимых осевых нагрузок транспортного средства, что подтверждается актом № от 30.08.2020г. и Постановлением по делу об административном правонарушении № от 30.08.2020г.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанного Федерального закона. Для получения специального разрешения требуется, в том числе, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», порядок взаимодействия по вопросам расчета и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта РФ при определении порядка выдачи специального разрешения.
Документов, подтверждающих согласование маршрута транспортного средства, получение специального разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также возмещение вреда, причиняемого указанным транспортным средством при проезде по автомобильной дороге, представлено не было.
Таким образом, осуществляя перевозку тяжеловесных грузов без соответствующего разрешения, ответчиком были нарушены требования вышеуказанных нормативных актов, в результате чего причинен ущерб автомобильной дороге общего пользования, подлежащий возмещению ответчиком в полном объеме.
Согласно п. 2, 6 ч. 1 ст. 8 ГК РФ основаниями для возникновения гражданских прав и обязанностей являются в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также причинение вреда другому лицу.
При этом вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ одним из способов возмещения вреда является возмещение причиненных убытков. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (ст. 15 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Реализуя защиту своих прав на возмещение убытков в полном объеме, истец 26.07.2022г. обратился к ответчику с претензией (почтовое отправление №), в которой предложил добровольно возместить ущерб, причиненный автомобильным дорогам. Несмотря на то, что данная претензия была направлена по адресу, указанному в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и нагрузке на ось, постановлении о привлечении к административной ответственности и свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства, ответчиком она получена не была. По настоящий момент позиция ответчика истцу неизвестна.
Учитывая вышеизложенное и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020г. № вред, причиненный транспортным средством ответчика автомобильным дорогам, составляет 619685,64 руб., который подлежит возмещению владельцем транспортного средства.
Привлечение ответчика к административной ответственности за провоз тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска не исключает его обязанность возместить причиненный вред, поскольку правоотношения по возмещению причиненного вреда являются гражданско-правовыми и разрешение спора, вытекающего из данных правоотношений, не находится в зависимости от возникающих административных отношений.
На основании изложенного ФКУ Упрдор «Тамань» просит суд взыскать с ответчика ФИО1 в их пользу денежные средства в размере 619685,64 руб. в счёт возмещения ущерба, причиненного тяжеловесным транспортным средством.
Представитель истца в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени его проведения, им направлено в суд заявление о рассмотрении данного гражданского дела без его участия.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени его проведения, им также представлено в суд заявление о рассмотрении данного гражданского дела без его участия.
При таких обстоятельствах суд, в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФКУ Упрдор «Тамань» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Как установлено ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил РФ, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого требуется согласование маршрута тяжеловесного транспортного средства, а также возмещение владельцем транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020г. № утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами (далее – Правила), приложением к которым является Методика расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, определяющая порядок расчета размера причиненного вреда.
Как установлено <адрес>, вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения, указанного в ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ.
Осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта РФ при определении порядка выдачи специального разрешения, указанного в ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ.
Размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учетом:
а) превышения установленных Правительством РФ, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со ст. 30 данного Федерального закона, значений:
допустимой массы транспортного средства;
допустимой нагрузки на ось транспортного средства;
б) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
в) базового компенсационного индекса текущего года.
Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства (Пр), по следующей формуле:
Пр = [Рпм + (Рпом1 + Рпом2 +.. . + Рпомi)] x S x Ттг, где:
Рпм - размер вреда при превышении значения допустимой массы транспортного средства (рублей на 100 километров);
Рпом1 + Рпом2 +... + Рпомi - сумма размеров вреда при превышении значений допустимой нагрузки на каждую ось транспортного средства (рублей на 100 километров);
1, 2, i - порядковый номер осей транспортного средства, по которым имеется превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства;
S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);
Ттг - базовый компенсационный индекс текущего года.
Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, или в доход бюджета субъекта Российской Федерации, или в доход местных бюджетов, или в доход собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007г. к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
ФКУ Упрдор «Тамань», в соответствии с Уставом, является учреждением, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в оперативное управление, исполняющим функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделённого полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в бюджет РФ.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010г. №, автомобильная дорога А-290 «Новороссийск-Керчь» является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения и закреплена за истцом на праве оперативного управления на основании распоряжения Министерства транспорта РФ от 24.04.2019г. №-р.
Согласно п. 3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, весогабаритный контроль транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации осуществляется в пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - пункты весогабаритного контроля), организуемых в соответствии с главой IV настоящего Порядка, в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа осуществляется анализ и сравнение результатов инструментального контроля, оформленного в виде акта результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства, на наличие или отсутствие превышений измеренных весогабаритных параметров транспортного средства над допустимыми весогабаритными нормами, установленными законодательством об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, применительно к конкретному участку автомобильной дороги, на котором осуществлялся инструментальный контроль (Пункт 21 Правил).
По результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа, или владельцем автомобильной дороги, или оператором СПВГК (ППВГК) незамедлительно, но не позднее 3 часов, составляется акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства (Пункт 26 Правил).
В акте результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства указываются: номер, дата, время составления, наименование и адрес собственника пункта весогабаритного контроля, наименование оператора и (или) уполномоченного контрольно-надзорного органа; принадлежность СПВГК или места размещения ППВГК к контролируемой автомобильной дороге (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку; адрес (место) дислокации СПВГК или ППВГК, в том числе координаты ГЛОНАСС/GPS (при наличии); наименование, тип и серийный номер средства измерений, год выпуска, регистрационный номер утвержденного типа средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, срок действия утвержденного типа средства измерений, номер и срок действия свидетельства о поверке, пределы погрешности средства измерений; марка, модель и государственный регистрационный номер транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа); тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд); владелец транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа (полуприцепа) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, телефон, номер свидетельства о регистрации транспортного средства) и сведения о документе, подтверждающем право владения транспортным средством; должностное лицо, ответственное за перевозку (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений); водитель транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер водительского удостоверения); грузоотправитель (наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений); организация, осуществившая погрузку груза в транспортное средство (наименование, адрес и телефон) (при наличии сведений); характеристики груза (наименование, делимый/неделимый, масса и габаритные параметры) по транспортным документам; применяемая величина массы транспортного средства или автопоезда (тонна); применяемая величина нагрузки на ось и нагрузки на группу сближенных осей (тонна) с указанием расстояний между осями (метр) и числа колес на осях; применяемая величина длины, ширины и высоты транспортного средства или автопоезда (метр); зафиксированная величина массы, нагрузки на ось и нагрузки на группы сближенных осей транспортного средства или автопоезда (тонна) с указанием расстояний между осями (метр) и числа колес на осях; зафиксированная величина длины, ширины и высоты транспортного средства или автопоезда (метр); зафиксированный вид сопровождения (автомобиль прикрытия, автомобиль Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации); зафиксированные особые условия движения; маршрут и направление движения с указанием пройденного расстояния по маршруту движения контролируемой автомобильной дороги (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку (километр).
Как усматривается из исследованного судом Акта № от 30.08.2020г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, и (или) габаритам 30.08.2020г. на пункте весового контроля ППВК-ПКА-7, расположенного на 140км.+560м. автодороги А-290 «Новороссийск-Керчь» был выявлен факт проезда без специального разрешения принадлежащего ответчику ФИО1 грузового транспортного средства «Вольво» с государственными регистрационными знаками О 299 ОК 05 RUS, с прицепом марки «SCHMITS» с государственными регистрационными знаками АК 2535 31 RUS, с превышением допустимых ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Согласно данному Акту и приложенному к нему расчету, транспортное средство, принадлежащее ответчику ФИО1, передвигалось по маршруту «<адрес> – ПКП 7 (ст-ца Тамань)» и проехало по автомобильной дороге А-290 «Новороссийск-Керчь» 1400 км., превышение допустимых ограничений по нагрузке на оси составило: на 2 ось – 2,87 тонн (24.95%), на 3 ось – 2,29 тонн (29,24%), на 4 ось – 2,01 тонн (25,67% и на 5 ось – 2,56 тонн (32,69%), превышение по общей массе составило 12,18 тонн.
Общий размер вреда, причиненного автомобильной дороге А-290 «Новороссийск-Керчь», составил 619685, 64 руб.: 369734,90 руб. (размер вреда по осевым нагрузкам) + 109256,50 руб. (размер вреда по полной массе).
Как усматривается из постановления Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по <адрес> и <адрес> № от 30.08.2020г. ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Согласно светокопиям свидетельств о регистрации № № и 9907 № ответчик ФИО1 является собственником транспортных средств «Вольво» с государственными регистрационными знаками О 299 ОК 05 RUS, и «SCHMITS» с государственными регистрационными знаками АК 2535 31 RUS.
Ответчиком ФИО1 каких-либо доводов или доказательств, опровергающих исковые требования ФКУ Упрдор «Тамань», суду не предоставлено.
На основании анализа вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФКУ Упрдор «Тамань» к ответчику ФИО1
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как установлено ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. 198 и 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ФКУ Упрдор «Тамань» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного тяжеловесным транспортным средством удовлетворить полностью.
Взыскать с ФИО1 (паспорт гражданина РФ серии 8203 №) в пользу ФКУ Упрдор «Тамань» (ИНН 4909083435, ОГРН 1024900963086) 619685 (шестьсот девятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят пять) руб. 64 коп.
Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета администрации МО «<адрес>» РД государственную пошлину в размере 9396 (девять тысяч девятьсот шесть) руб. 86 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Акушинский районный суд РД в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Алиев М.Н.