Дело №16-3121/2023
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 14 июня 2023 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу генерального директора управляющей организации АО «ЮЭК» Б. (управляемая организация - ООО «Ситиэнерго») на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды № от 7 июня 2021 года, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 27 октября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 13 сентября 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Ситиэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды № от 7 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 27 октября 2021 года, ООО «Ситиэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 13 сентября 2022 года постановление государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды № от 7 июня 2021 года и решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 27 октября 2021 года оставлены без изменения.
Генеральный директор УО АО «ЮЭК» Б. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица и вышеуказанные судебные акты, прекратить производство по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Статьей 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 28 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 настоящего Федерального закона. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (часть 2 статьи 16).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (часть 3 статьи 16).
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (часть 4 статьи 16).
Из представленных материалов следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Ситиэнерго» на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 16 февраля 2021 года № установлено, что ООО «Ситиэнерго» осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии (код ОКВЭД 35.1). ООО «Ситиэнерго» (ТЭС «Международная) расположена по адресу: <адрес>.
В соответствии с договором аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке от 22 апреля 2015 года №, ООО «Ситиэнерго» предоставляется в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации теплоэлектростанции земельный участок, площадью 18 719 кв.м. по адресному ориентиру: <адрес>, со сроком до 10 февраля 2064 года. Договором аренды от 3 апреля 2018 года № ООО «Ситиэнерго» предоставляются в пользование земельные участки площадью 14 412 кв.м., в том числе: земельный участок с кадастровым номером № площадью 13 900 кв.м., имеющий адресный ориентир: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № площадью 512 кв.м., имеющий адресный ориентир: <адрес>, предоставляемые в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации ТЭЦ ММДЦ – 2 «Москва Сити», со сроком на 11 месяцев и 28 дней. Договором аренды от 28 ноября 2016 года № ООО «Ситиэнерго» предоставляются в пользование земельные участки площадью 1 685 кв.м., в том числе: с кадастровым номером № площадью 884 кв.м., с кадастровым номером № площадью 801 кв.м., имеющим адресный ориентир: <адрес> предоставляемые в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации здания водоподготовительной установки ТЭС ММДЦ «Москва Сити», со сроком до 29 сентября 2065 года. Все объекты недвижимости, расположенные на территории предприятия, принадлежат ООО «Ситиэнерго» на праве собственности согласно свидетельствам о государственной регистрации права. На ТЭС «Международная» в качестве основного и резервного топлива используется природный газ, теплоснабжение и энергоснабжение осуществляется от собственных мощностей. Свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 5 апреля 2017 года №, ООО «Ситиэнерго» присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, № и II-й категории негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с вышеуказанным свидетельством 21 стационарным источником выбрасывается в атмосферный воздух 632.21202 т/год загрязняющих веществ.
2 октября 2020 года ООО «Ситиэнерго» подало в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы заявку на актуализацию сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Данная заявка была отклонена 21 января 2021 года в связи с неверными координатами: источники негативного воздействия находится вне границ объекта; отсутствует информация об объемах сбросов загрязняющих веществ с ГУП «Мосводосток». ООО «Ситиэнерго» разработало программу производственного экологического контроля, которая была утверждена 2 сентября 2020 года. 25 января 2021 года ООО «Ситиэнерго» направило в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на согласование отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год. В соответствии с вышеуказанной программой производственного экологического контроля установлено 44 источника загрязнения атмосферного воздуха, из них организованных 30 и неорганизованных 14, выделяющих в атмосферу 22 загрязняющих вещества. Суммарный выброс загрязняющих веществ составляет 1945,9952354 т/год, мощность выбросов – 75,77544435 г/с. Также определено, что в процессе деятельности ООО «Ситиэнерго» образуются отходы производства и потребления, всего 37 наименований, в том числе: III класса опасности – 7,507 т/год, IV класса опасности – 148,979 т/год, V класса опасности – 27,693 т/год. Общее нормативное количество образования отходов составляет 184,179 т/год. В соответствии с инвентаризацией стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по приказу № от 07.08.2018 г., проведенной в апреле 2020 года на предприятии - ООО «Ситиэнерго» (ТЭС «Международная») по адресу: <адрес>, установлено 44 источника выбросов, и выбрасывается в атмосферный воздух 1 946,402987 т/год загрязняющих веществ. ООО «Ситиэнерго» подала Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленским областям – 17 февраля 2021 года, а в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы – 15 февраля 2021 года.
Платежным поручением от 16 июля 2020 года № в сумме 16 253 рубля 60 копеек внесена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами Полигон ТБО «Лесная» в Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области, также платежным поручением от 20 октября 2020 года № в сумме 16 253 рубля 60 копеек внесена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2 квартал 2020 года в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
У ООО «Ситиэнерго» имелась обязанность по внесению квартального авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления) за 3 квартал 2020 года – в срок не позднее 20 октября 2020 года. Вместе с тем, плата за размещение отходов производства и потребления за 3 квартал 2020 года не внесена в установленном порядке. Таким образом, 21 октября 2020 года в 00 час. 01 мин. по адресу: <адрес> ООО «Ситиэнерго» допустило невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в невнесении квартального авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления) за 3 квартал 2020 года в установленный законом срок, что является нарушением требований статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные обстоятельства административных правонарушений подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15 апреля 2021 года; предписаниями от 31 марта 2021 года; актом проверки от 31 марта 2021 года; фотоматериалами; ответом ООО «Ситиэнерго» от 9 марта 2021 года с приложенными к нему документами; платежными поручениями; декларацией от 10 февраля 2021 года; свидетельствами о государственной регистрации права от 11 февраля 2013 года, от 21 сентября 2015 года, от 26 октября 2011 года; договорами аренды от 28 ноября 2016 года, от 3 апреля 2018 года, от 22 апреля 2015 года, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии события административного правонарушения в связи с досрочным исполнением обязанности по внесению платы за размещение отходов производства, о необходимости применения положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, получили правовую оценку и обосновано отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановления о привлечении общества к административной ответственности вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды № от 7 июня 2021 года, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 27 октября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 13 сентября 2022 года являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды № от 7 июня 2021 года, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 27 октября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 13 сентября 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Ситиэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора управляющей организации АО «ЮЭК» Б. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин