№ 16-4404/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 04 сентября 2023 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу заместителя начальника – начальника полиции ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга ФИО4 на вступившее в законную силу решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 07.12.2022 №12-395/2022, состоявшееся в отношении Калининой Екатерины Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи Гатчинского района Ленинградской области на судебном участке №33 исполняющего обязанности мирового судьи Ленинградской области на судебном участке №37 от 18.08.2022 №3-165/2022 Калинина Е.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок полтора года.
Решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 07.12.2022 №12-395/2022 приведенное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Калининой Е.В. прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника – начальник полиции ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга ФИО4 просит об отмене решения судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 07.12.2022 №12-395/2022, настаивая на отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Калинина Е.В., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражений не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения Калининой Е.В. к административной ответственности по указанной статье послужили изложенные в постановлении мирового судьи выводы о том, что 28.05.2022 в 00 часов 25 минут у дома №3 по улице Станционная г.Коммунар Гатчинского района Ленинградской области она управляла транспортным средством марки Hyundai Accent, государственный регистрационный знак №, в состоянии алкогольного опьянения.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, судья городского суда сделал вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Калининой Е.В. составлен с существенными нарушениями требований части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившимися в отсутствии в протоколе об административном правонарушении подписи Калининой Е.В. в графе о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 51 Конституции Российской Федерации. В связи с чем сделан вывод о нарушении права на защиту Калининой Е.В., протокол об административном правонарушении признан недопустимым доказательством.
Указанные выводы оспариваются должностным лицом, направившим дело на рассмотрение мировому судье.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.26 названного Кодекса, составляет 1 год.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Калининой Е.В. дела об административном правонарушении, имели место 28.05.2022.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, его виновности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Учитывая изложенное, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 07.12.2022 №12-395/2022, состоявшееся в отношении Калининой Екатерины Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника – начальника полиции ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции