УИД: 87RS0001-01-2022-000772-16
Дело №5-5/2023 (5-140/2022)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о передаче дела по подведомственности
6 марта 2023 г. г. Анадырь
Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа Шевченко Г.В., рассмотрев дело в отношении в отношении начальника Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа Бочкарева Виктора Васильевича, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
установил:
в Анадырский городской суд поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа Бочкарева В.В. (протокол №09-06/21 от 26 декабря 2022 г.)
Данное дело не может быть рассмотрено судьей и подлежит передаче на рассмотрение по подведомственности по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии со статьей 23.7.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (часть 1). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместители.
Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Абзацем 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
В подпункте "в" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
По смыслу части 2 статьи 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции судьи (мирового, районного) рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
Положения абзаца 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ устанавливают правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Таким образом, рассмотрение перечисленных в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дел судьями, в том числе районных судов, в соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ возможно только при наличии решения органа (должностного лица), к подведомственности которого положениями главы 23 КоАП РФ отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении, о передаче дела на рассмотрение судье для целей назначения наказания, которое может быть назначено только судом.
К таким наказаниям относится и дисквалификация, возможность назначения которой для лица, замещающего соответствующую должность, предусмотрена санкцией части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Решение о передаче дела судье должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, принимается в порядке пункта 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ, в виде определения. По смыслу закона, указанное определение должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.
Между тем такого решения, в виде определения, заместитель председателя счетной палаты Чукотского автономного округа, к которому поступили для рассмотрения протокол и материалы по делу об административном правонарушении, в отношении Бочкарева В.В. по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, не принимал, а направил дело с сопроводительным письмом, без обоснования.
Следовательно, настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Бочкарева В.В. не относится к компетенции судьи Анадырского городского суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 03.07.2007 №623-О-П и от 15.01.2009 №144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ, если по результатам рассмотрения дела выяснено, что его рассмотрение не относится к компетенции судьи, последним выносится определение о передаче этого дела на рассмотрение по подведомственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ,
определил:
передать в Счетную палату Чукотского автономного округа на рассмотрение по подведомственности дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа - Бочкарева Виктора Васильевича.
Настоящее определение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения или опротестовано в том же порядке и в те же сроки.
Судья Г.В. Шевченко