ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-1853/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 31 марта 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу и дополнение к ней защитника акционерного общества "Волга" Мельниковой Елены Александровны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от 3 августа 2021 года N 06-508/2021, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 20 октября 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 8 декабря 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Волга" (далее-АО "Волга", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от 3 августа 2021 года N 06-508/2021, оставленным без изменения решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 20 октября 2021 года, решением судьи Нижегородского областного суда от 8 декабря 2021 года, АО "Волга" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе и дополнении к ней, поданных в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Волга" Мельникова Е.А. просит отменить указанные акты, принятые в отношении Общества, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы с дополнениями, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, основанием возникновения у юридического лица законной обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, является образование в процессе деятельности юридического лица отходов I-V классов опасности.
Как усматривается из материалов дела Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в период с 7 июня 2021 года по 5 июля 2021 года в АО "Волга" проведена плановая выездная проверка.
Общество осуществляет деятельность по производству бумаги и картона (ОКВЭД 17.12) на одной производственной площадке, которая поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I-я категория. В результате хозяйственной деятельности Общества на объекте НВОС:№П образуются отходы производства и потребления.
АО "Волга" имеет проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия до 10 сентября 2024 года.
Общество передало актом передачи от 30 ноября 2020 года на размещение (захоронение) отход - ионообменные смолы отработанные при водоподготовке в количестве 10 куб.м. Вместе с тем, отход - ионообменные смолы отработанные при водоподготовке (код по ФККО №) не отражен в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Кроме того, по результатам отбора проб и обследования объектов окружающей среды, объектов производственной среды были выявлены различные виды отходов: зола от сжигания кородревесных отходов и осадков очистки сточных вод целлюлозно-бумажного производства, пыль (порошок) абразивные от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50%, пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины, стружка металлическая, которые также не отражены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Волга" постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 названного Кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние Общества квалифицировано по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.
По утверждению заявителя действующим законодательством предусмотрена обязанность для Общества получения в срок до 1 января 2025 года комплексного экологического заключения. Соответственно, обязанность отдельной разработки нормативов образования отходов и лимитов не в составе комплексного экологического заключения законом не предусмотрена.
Указанные доводы основаны на неправильном толковании норм подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1029, в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящего Порядка, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с пунктами 10 - 20 настоящего Порядка.
Таким образом, названным Федеральным законом предусмотрена выдача или переоформление разрешений и документов (в том числе нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), которые подлежат применению до дня получения хозяйствующим субъектом комплексного экологического разрешения.
В силу действующего регулирования предусмотренная отсрочка получения комплексного экологического заключения не означает возможность для Общества, эксплуатирующего объект I категории негативного воздействия на окружающую среду, осуществлять деятельность в отношении образующихся опасных отходов без разрешительных документов.
Такое регулирование направлено на недопущение бесконтрольного образования и размещения отходов производства и потребления.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу и обоснованно отвергнуты по основаниям, указанным в обжалуемых актах. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1,4.2,4.3 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от 3 августа 2021 года N 06-508/2021, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 20 октября 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 8 декабря 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Волга" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу и дополнение к ней защитника Мельниковой Елены Александровны - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова