ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5879/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 31 октября 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Карова А.Х. (далее Каров А.Х.) на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Рузского городского округа Московской области от 10 февраля 2022 года № АК-55/03/2022, решение судьи Рузского районного суда Московской области от 05 декабря 2022 года, вынесенные в отношении Карова А.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.15 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»,
установил:
постановлением административной комиссии Рузского городского округа Московской области от 10 февраля 2022 года № АК-55/03/2022, оставленным без изменения решением судьи Рузского районного суда Московской области от 05 декабря 2022 года, Каров А.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.15 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 625 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Каров А.Х. ставит вопрос об отмене процессуальных актов, ссылаясь на незаконность, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в муниципальных образованиях выдается органом местного самоуправления.
Постановлением главы Рузского городского округа Московской области от 12 апреля 2018 года № 1277 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области» установлено, что вырубка, пересадка зеленых насаждений осуществляется в случае проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных деревьев и кустарников), реконструкции зеленых насаждений и капитального ремонта (реставрации) объектов озеленения (парков, бульваров, скверов, улиц, внутридворовых территорий) (пункты 1.2, 1.2.3).
Согласно пункту 1.3 указанного постановления выдача порубочного билета зеленых насаждений осуществляется для производства работ на землях, на которые не распространяется действие лесного законодательства Российской Федерации, на землях, не входящих в полосы отвода железных и автомобильных дорог, на земельных участках, не относящихся к специально отведенным для выполнения агротехнических мероприятий по разведению и содержанию зеленых насаждений (питомники, оранжерейные комплексы), а также не относящихся к территории кладбищ.
Частью 2 статьи 6.15 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» установлено, что самовольная вырубка деревьев, кустарников на землях, не входящих в лесной фонд, влечет наложение административного штрафа за каждое дерево, куст на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.
Как следует из материалов дела 10 декабря 2021 года с 15 часов 30 минут по 16 часов 30 минут сотрудником ОМВД России по Рузскому городскому округу Московской области в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, расположенного вблизи <адрес>, выявлена вырубка 250 деревьев. Разрешение органов местного самоуправления на вырубку деревьев арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Каровым А.Х. не получено.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 20 января 2022 года председателем административной комиссии Рузского городского округа в отношении Карова А.Х. протокола об административном правонарушении № АК 55/03/2022 по части 2 статьи 6.15 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и последующего привлечения указанного лица к административной ответственности постановлением административной комиссии Рузского городского округа Московской области от 10 февраля 2022 года.
При возбуждении дела об административном правонарушении, его рассмотрении административной комиссией и обжаловании постановления в судебном порядке Каров А.Х. ссылался на то, что, являясь арендатором земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером <данные изъяты>, действуя в соответствии с пунктом 1.2 договора аренды от 07 апреля 2021 года, заключенного с ООО «Орион», производил агролесомелиоративные работы и рубку древесно-кустарниковой растительности в целях ведения хозяйственной деятельности, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка (для сельскохозяйственного производства). Указанные работы осуществлялись в соответствии с проектом проведения агролесомелиоративных работ на землях ООО «Орион», на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», не предусматривающего обязанность получения разрешения органов местного самоуправления.
Аналогичные доводы приведены Каровым А.Х. и в жалобе, поданной в Первый кассационный суд.
Отклоняя данные доводы заявителя, судья городского суда пришел к выводу о наличии в действиях Карова А.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.15 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», поскольку вырубка деревьев на земельном участке осуществлялась им в отсутствие утвержденного проекта культуротехнической мелиорации и без цели ввода земель в сельскохозяйственный оборот.
Однако приведенные в решении судьи городского суда выводы являются преждевременными и не соответствуют материалам дела.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.15 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» выражается в самовольной вырубке деревьев, кустарников на землях, не входящих в лесной фонд.
Соответственно, для целей применения административной ответственности в контексте указанной нормы Кодекса Московской области об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела необходимо установить, что имели место противоправные действия субъекта ответственности, состоящие в нарушении законов и иных нормативных правовых актов Московской области, за совершение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, и отнесение земельного участка, на котором совершены вменяемые действия к сфере их регулирования.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства» на основании договора от 07 апреля 2021 года передан ООО «Орион» в аренду Карову А.Х. (далее также арендатор) в целях проведения агролесомелиоративных работ, предусматривающих санитарную рубку поврежденных насаждений, защиту от разрушения плодородного слоя почвы от эрозии и дефляции (л.д. 9-12).
В соответствии с пунктом 2.4.14 договора аренды от 07 апреля 2021 года арендатор обязуется производить неотделимые улучшения земельных участков за свой счет в соответствии с проектами проведения агролесомелиоративных работ (Приложение № 1 к настоящему договору), утверждаемым арендодателем.
07 апреля 2021 года утвержден проект проведения агролесомелиоративных работ на землях ООО «Орион», в рамках которого предусмотрены мероприятия по санитарной рубке, уборке захламленности, выборочной рубке лесных насаждений согласно акту обследования лесных насаждений от 18 марта 2021 года.
Перечень лесосечных работ, период их проведения, виды рубки определены в технологической карте (л.д. 23-24).
Приведенные обстоятельства не позволяют согласиться с выводами, изложенными в обжалуемом судебном акте, как не основанными на материалах дела.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, действует во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 29.10 и части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые прямо закрепляют, что постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на такое постановление должны быть мотивированными, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать, в частности, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; указание статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу (пункты 3, 5 и 6).
В рамках рассматриваемого дела согласно протоколу от 20 января 2022 года Карову А.Х. вменяются действия, выразившиеся в самовольной вырубке деревьев в количестве 250 единиц в отсутствие разрешения органа местного самоуправления, и нарушение данными действиями требований статьи 42 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», постановления главы Рузского городского округа Московской области от 12 апреля 2018 года № 1277 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области».
Вместе с тем, ссылаясь в судебном акте на доказанность вменяемых в протоколе нарушений и наличие состава административного правонарушения, судья городского суда должным образом не мотивировал, в том числе с учетом пункта 1.3 постановления главы Рузского городского округа Московской области от 12 апреля 2018 года № 1277 и исходя из письменных доказательств по делу, в какой мере изложенное соотносится с деятельностью арендатора земельного участка, осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», по использованию лесов в целях и порядке, предусмотренных статьями 6, 25, 123 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, решение судьи Рузского районного суда Московской области от 05 декабря 2022 года, состоявшееся в отношении Карова А.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.15 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» подлежит отмене, как вынесенное с нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело с жалобой защитника Карова А.Х. – Коптева А.П. подлежит возвращению на новое рассмотрение в Рузский районный суд Московской области.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам жалобы и представленным в дело доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное, обоснованное и мотивированное решение, отвечающее требованиям процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Рузского районного суда Московской области от 05 декабря 2022 года, вынесенное в отношении Карова А.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.15 Закона Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», отменить.
Дело с жалобой защитника Карова А.Х. – Коптева А.П. направить на новое рассмотрение в Рузский районный суд Московской области.
Судья О.А. Полянина