ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3915/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 3 августа 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Гуторовой М.С. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2022 года и решение судьи Курского областного суда от 8 февраля 2023 года, состоявшиеся в отношении Тарасова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного консультанта отдела государственного экологического контроля (надзора) комитета природных ресурсов Курской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области от 17 августа 2022 года № 162/03/22 Тарасов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением начальника отдела государственного экологического контроля (надзора) комитета природных ресурсов Курской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области от 4 октября 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Курского областного суда от 8 февраля 2023 года, указанные постановление и решение должностных лиц отменены с возвращением дела на новое рассмотрение в административный орган.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Гуторова М.С. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Тарасов С.В. и прокуратура Курской области, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Тарасова С.В. дела об административном правонарушении) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 данной статьи и статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Тарасова С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные должностным лицом административного органа в постановлении от 17 августа 2022 года выводы о том, что 26 июля 2022 года в 13 часов 30 минут в районе дома № 22 по ул. Лобановка в г. Курске он, являясь водителем транспортного средства марки «КАМАЗ», государственный регистрационный знак №, совершил сброс отходов (грунт вперемешку со строительными отходами) на земельный участок.
Начальник отдела государственного экологического контроля (надзора) комитета природных ресурсов Курской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области, рассмотрев протест прокурора, решением от 4 октября 2022 года постановление должностного лица оставил без изменения, согласившись с его выводами.
Судья районного суда, рассмотрев протест прокурора, решением от 24 ноября 2022 года указанные постановление и решение должностных лиц отменил с возвращением дела на новое рассмотрение в административный орган.
Принимая данное решение, судья районного суда исходил из того, что в соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 данной статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 названного Кодекса. Между тем, при рассмотрении дела должностным лицом комитета природных ресурсов Курской области не проверялось, проводились ли контрольные (надзорные) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, контрольные (надзорные) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу должностного лица административного органа Гуторовой М.С., поданную в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 8 февраля 2023 года судебный акт оставил без изменения, согласившись с выводами судьи районного суда.
Вместе с тем с принятыми по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Примечанием к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпунктом 1.4.3 пункта 1 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, утвержденного приказом МВД России от 30 августа 2017 года № 685, должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 названного Кодекса.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ) для целей названного Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания.
Из материалов дела следует, что в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – КУСП) 26 июля 2022 года зарегистрированы рапорты ст. УУП ОУУП и ПДН УМВД России по <адрес> ФИО6 по факту несанкционированной свалки отходов в районе <адрес> в <адрес> (№ и №), составленные по результатам выезда по сообщению ДЧ УМВД России по г. Курску. Кроме того, в рапортах указано о необходимости их приобщить к ранее зарегистрированному материалу.
Из письменных объяснений ФИО7 от 26 июля 2022 года, информации заместителя начальника УМВД России по <адрес> в его адрес и сопроводительного письма о направлении дела в комитет природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что от указанного лица в орган внутренних дел поступало сообщение о факте несанкционированной свалки в районе <адрес> в <адрес>.
26 июля 2022 года ст. УУП ОУУП и ПДН УМВД России по г. Курску ФИО6 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в материалах дела имеется постановление ст. УУП ОУУП и ПДН УМВД России по <адрес> ФИО6 о возбуждении перед начальником органа дознания ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении, вынесенное в порядке статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном конкретном случае указанные выводы судебных инстанций основаны на ошибочном толковании норм закона, сделаны без учета положений примечания к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ и являются неправильными.
Подобное рассмотрение дела судебными инстанциями не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 этого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2022 года и решение судьи Курского областного суда от 8 февраля 2023 года нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене.
Поскольку решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2022 года постановление главного консультанта отдела государственного экологического контроля (надзора) комитета природных ресурсов Курской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области от 17 августа 2022 года № 162/03/22 и решение начальника отдела государственного экологического контроля (надзора) комитета природных ресурсов Курской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области от 4 октября 2022 года отменены, а за пределами срока давности привлечения к административной ответственности обсуждение вопроса о виновности лица, в отношении которого вынесенное постановление о назначении административного наказания было отменено, недопустимо, то указанные акты должностных лиц административного органа также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение названного лица.
Из информации министерства природных ресурсов Курской области от 3 августа 2023 года следует, что Тарасов С.В. в период с 18 августа 2022 года по 3 августа 2023 года в связи с указанными в протоколе об административном правонарушении обстоятельствами к административной ответственности не привлекался.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного консультанта отдела государственного экологического контроля (надзора) комитета природных ресурсов Курской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области от 17 августа 2022 года № 162/03/22, решение начальника отдела государственного экологического контроля (надзора) комитета природных ресурсов Курской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области от 4 октября 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 24 ноября 2022 года и решение судьи Курского областного суда от 8 февраля 2023 года, состоявшиеся в отношении Тарасова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья А.В. Поддымов