24RS0002-01-2023-005140-90
Дело №2-546/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2024 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Жога С. В. о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Жога С.В. о взыскании излишне выплаченной ему суммы государственной помощи в размере 350 000 руб. и расходов на уплату государственной пошлины в размере 6 700 руб., мотивируя следующим. На основании заявления Жога С.В. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», территориальным отделением по <адрес> и <адрес> КГКУ «УСЗН» принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта, с Жога С.В. заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на 12 месяцев по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчику начислена и выплачена государственная социальная помощь в размере 350 000 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности. В соответствии с подп. 15 п. 4.1 указанного социального контракта ответчик обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, являющейся приложением № к социальному контракту. В нарушение указанного требования ответчиком в установленный срок не был предоставлен отчет о ведении предпринимательской деятельности за июнь 2023 года. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта, следовательно, ответчиком излишне получена государственная социальная помощь на основании социального контракта в размере 350 000 руб. Направленное в адрес Жога С.В. уведомление о необходимости вернуть в бюджет излишне полученную им сумму государственной социальной помощи в размере 350 000 руб. оставлено без удовлетворения (л.д.3-7).
Представитель истца по доверенности Когодеева С.Н., будучи извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца (л.д.44,54).
Ответчик Жога С.В. в судебное заседание не явился, извещен путем направления судебного уведомления заказной корреспонденцией в адрес его регистрации по месту жительства, которая возвращена органом почтамта за истечением срока хранения (л.д.50-51), возражений не представил, ходатайств не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В абзаце восьмом ст. 1 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ предусмотрено, что социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ).
Пунктом 2.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена государственная программа <адрес> «Развитие системы социальной поддержки граждан», а также Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее по тексту – Порядок), согласно Приложению № к подпрограмме «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п).
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес> (п. 1 Порядка).
В соответствии с п. 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории <адрес> малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в <адрес>».
Пунктом 7 Порядка установлено, что уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок: 1) не более чем на 9 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по поиску работы; 2) не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства; 3) не более чем на 6 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает иные мероприятия. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. Социальный контракт между гражданином и уполномоченным учреждением может заключаться неоднократно.
Уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (п. 27 Порядка).
Согласно п. 29 Порядка получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № к форме социального контракта. Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 35 Порядка).
Подпунктами 4 и 5 п. 36 Порядка предусмотрено, что уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления обстоятельств: - невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 35 Порядка); - непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым п. 29 Порядка.
Получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подп. 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 п. 36 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения (п. 37 Порядка).
Денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 39 Порядка).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены гл. 60 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, содержащееся в гл. 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Как следует из материалов дела, на основании заявления Жога С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении государственной социальной помощи территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по <адрес> и <адрес> принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п. с Жога С.В. заключен социальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Жога С.В. предоставляется единовременная денежная выплата в размере 350 000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест (л.д.19-26).
По условиям социального контракта получатель в числе прочего обязан предоставлять ежемесячно до 15-числа месяца, следующего за отчетным в управление лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № к форме социального контракта (подп. 15 п. 4.1).
Согласно исковому заявлению единовременная денежная выплата в размере 350 000 руб. произведена на счет ответчика Жога С.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).
ДД.ММ.ГГГГ Жога С.В. представил в КГКУ «УСЗН» отчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий расходование предоставленной ему государственной социальной помощи на приобретение основных средств и материально-производственных запасов на общую сумму 353 000 руб., ведение им предпринимательской деятельности, а также справку о доходах (л.д.27-30).
Очередной ежемесячный отчет о ведении предпринимательской деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ ответчиком представлен не был. В вязи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «УСЗН» принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении с Жога С.В. социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в этот же день на адрес его электронной почты было направлено уведомление (л.д.33-34).
Также письмом от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «УСЗН» уведомило Жога С.В. о расторжении социального контракта и потребовало добровольно возместить полученные денежные средства в сумме 350 000 руб. в течение 30 дней со дня получения уведомления (л.д.35-36). Однако, в добровольном порядке данное требование ответчиком Жога С.В. удовлетворено не было, что явилось основанием для обращения КГКУ «УСЗН» с настоящим иском в суд.
Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, с Жога С.В. подлежит взысканию в пользу КГКУ «УСЗН» предоставленная на основании социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ сумма государственной социальной помощи в размере 350 000 руб.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из материалов дела, истцом понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 6 700 руб. (л.д.10), которые также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Всего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию: 350 000 руб. (сумма государственно социальной помощи) + 6 700 руб. (судебные расходы на уплату государственной пошлины) = 356 700 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Жога С. В. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» сумму государственной социальной помощи в размере 350 000 рублей, судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 6 700 рублей, а всего 356 700 (триста пятьдесят шесть тысяч семьсот) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2024 года
Решение не вступило в законную силу
Судья А.В. Попов