Дело № 2-910
2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2023 года Алуштинский городской суд Республики Крым суд в составе: председательствующего судьи Реммер М.А., при секретаре Первухина К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гор. Алушта гражданское дело по иску Администрации гор. Алушта Республики Крым к Раевский А.А., третьи лица – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о сносе самовольной постройки,
установил:
Администрация города Алушты РК обратилась в суд с исковым заявлением к Раевский А.А., в котором просит обязать ответчика снести самовольно возведенный объект капитального строительства – хозблок, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: РК, <адрес>, в течении тридцати дней со момента вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения ответчиком решения суда в течении тридцати дней с момента вступления его в законную силу, предоставить Администрации <адрес> Республики Крым право осуществить действия по сносу самовольно возведенного объекта капитального строительства – хозблока, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: РК, <адрес>, с последующим взысканием с Раевский А.А. понесенных расходов.
Исковые требования мотивированны тем, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № на котором расположен объект недвижимого имущества – хозблок, этажностью – 1 этаж, не зарегистрированный и не поставленный на кадастровый учет. При этом, минимальное расстояние от указанного объекта до границы земельного участка, отделяющий данный участок от территории общего пользования менее 1,6 метров, с северо-восточной стороны менее 1,3 метров. Тем самым, указанный хозблок возведен с нарушением минимальных отступов.
Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительности причин неявки суду не предоставили. От ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Суд, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено, что Раевский А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 440 кв.метров, расположенный по адресу: РК, <адрес>, кадастровый №, что следует из выписок из ЕГРН (л.д.16, 47-50).
В пределах указанного земельного участка расположены объекты с кадастровыми номерами: № (жилой дом площадью 63,1 кв.метров, 1980 года постройки, по адресу: РК, <адрес>), № (нежилое - сарай, площадью 3,6 кв.метров, 1999 года постройки, по адресу: РК, <адрес>), что следует из выписок из ЕГРН (л.д.39-42, 43-46).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципального контроля Администрации гор. Алушта осуществлен осмотр, обследование объекта земельных отношений - земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В ходе которого установлено, что на указанном земельном участке расположен объект капитального строительства (хозблок), этажность – 1, не зарегистрированный и не поставленный на кадастровый учет. Минимальное расстояние от вышеуказанного объекта капитального строительства до границы земельного участка с кадастровым номером №, отделяющий данный участок от территории общего пользования, с юго-западной стороны составляет – менее 1,6 метров, с северо-восточной стороны менее 1,3 метров, что следует из акта внепланового выездного обследования объекта земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-8). В последующем составлено уведомление о выявлении самовольной постройки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Как следует из правоприменительной практики Верховного Суда РФ ("Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022), п. 22-31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"), снос самовольной постройки является исключительной мерой, и безусловно допускается лишь при наличии создания самовольной постройкой угрозы жизни и здоровью граждан.
Раевский А.А. подано в Госкомрегистр заявление о государственной регистрации права собственности на нежилое здание. Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю предложено предоставить Декларацию о готовности объекта к эксплуатации, либо предоставить документы, подтверждающие, что для строительства заявленного объекта недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство, а именно в техническом плане указать наименование здания (л.д.108-110).
ДД.ММ.ГГГГ подготовлен технический план здания- хозблок, по адресу: <адрес>, год завершения строительства - 2022 (л.д.73- 85, 111-127).
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.146-178) следует, что состав и технические характеристики строения, расположенного на земельном участке кадастровый №, по адресу: РК, <адрес>, и указанного в Акте внепланового выездного обследования объекта земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ, следующие: нежилое, капитальное, сборно-разборное строение без фундамента, на сваях; этажность – 1 этаж; количество помещений внутри – два, кроме того терраса; площадь – 68,00 кв.метров; год постройки – 2022 год. Строение, расположенное на земельном участке кадастровый №, по адресу: РК, <адрес>, и указанное в Акте внепланового выездного обследования объекта земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ: - расположено в границах земельного участка площадью 440,00 кв.метров, кадастровый №, по адресу: РК, <адрес>, принадлежащем на праве собственности Раевский А.А.; - действующим на момент его строительства градостроительным и строительным нормам и правилам, противопожарным и санитарным нормам и правилам – соответствует; - соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», с изменениями внесенными решением Алуштинского городского совета от 24 января 2020 года № 7/5 «О внесении изменений в решение Алуштинского городского совета 22 февраля 2019 года № 59/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» с приложениями), в части минимального отступа при осуществлении строительства (ст. 37 Правил); - угрозу жизни и здоровью граждан – не создает.
Исковые требования Администрация гор. Алушта обосновывает нарушением ст. 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (утвержденным Решением Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 года № 59/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», с изменениями внесенными решением Алуштинского городского совета от 24 января 2020 года № 7/5 «О внесении изменений в решение Алуштинского городского совет от 22.02.2019 № 59/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» с приложениями), в части минимальных отступов.
При этом, как установлено экспертом в ходе проведения судебной экспертизы, спорный объект – строение, не являющееся объектом капитального строительства, завершенный строительством объект вспомогательного назначения хозблок, летняя кухня, не имеет самостоятельный фундамент (подошву, основание), расположен на сваях, несущие и ограждающие конструкции – сборная конструкция, подключен к инженерным сетям, его демонтаж возможен без утраты им основных свойств, целевое назначение объекта исследования – нежилое строение (оборот л.д. 161, л.д.169).
На основании изложенного, исходя из совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку спорный объект является объектом вспомогательного назначения, не имеет связи с землей (не имеет фундамент (подошва, основание), его демонтаж возможен без утраты им основных свойств), тем самым данный объект по своим техническим характеристикам не может оцениваться постройкой указанной в ст. 222 ГК Российской Федерации.
Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, судебные расходы понесенные истцом подлежат оставлению на его счет. При этом, определением суда от 25 апреля 2023 года по настоящему гражданскому делу назначено проведение судебной экспертизы организации - ООО «Институт судебной экспертизы и земельного аудита», с возложением на Администрацию гор. Алушта РК обязанности по ее оплате, однако, оплата по настоящее время не осуществлена (л.д.130-131, 179-180) (расходы в сумме 60000 рублей)).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст. 222 ГК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Администрации гор. Алушта Республики Крым к Раевский А.А., третьи лица – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о сносе самовольной постройки – отказать.
Взыскать с Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610) в пользу ООО «Институт судебной экспертизы и земельного аудита» судебные расходы в сумме 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, в порядке предусмотренном ст.321 ГПК Российской Федерации.
Судья:
Полный текст решения суда изготовлен 14 ноября 2023 года.