материал №12-39/2023 УИД:26RS0004-01-2023-000670-55
РЕШЕНИЕ
03 августа 2023 года село Александровское
Александровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Курасова Ю.А., при секретаре Антоненко В.А., с участием представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д. – адвоката Колесникова В.В., представившего удостоверение №, ордер № № от ДД.ММ.ГГГГ, и доверенность ДД.ММ.ГГГГ, представителя Министерства финансов Ставропольского края Порохонько Е.С., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д. на постановление заместителя министра финансов <адрес> 16-09/045-2023 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КРФоАП,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя министра финансов <адрес> 16-09/045-2023 от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо - – главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» (далее ГБУЗ СК «Александровская РБ») Бухтоярова Виктория Дмитриевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Не согласившись с принятым решением, должностным лицом - главным врачом ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.В. на постановление подана жалоба, в которой она просит постановление министерства финансов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ, - отменить, прекратить производство по делу вследствие отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что все выделенные средства согласно Заявке от ДД.ММ.ГГГГ № и согласно Заявке от ДД.ММ.ГГГГ №-/2136 были израсходованы для приобретения мебели и медицинского оборудования в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения. Мебель и медицинское оборудование, не указанные в списках в Заявках от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № были приобретены исходя из потребностей ГБУЗ СК «Александровская РБ» на момент поступления денежных средств, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Между министерством здравоохранения <адрес> и ГБУЗ СК «Александровская РБ» заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета <адрес> государственному бюджетному и автономному учреждению <адрес> на иные цели от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства здравоохранения была подана Заявка № для выделения денежных средств с целью закупки изделий медицинского назначения на общую сумму <данные изъяты> рублей из них: для оснащения врачебной амбулатории <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей, дневного стационара <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей, врачебной амбулатории <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей, врачебной амбулатории <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей, дневного стационара <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей.
Данная заявка была согласована с Министерством здравоохранения <адрес>, на основании чего было подписано Дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. Денежные средства поступили на счет ГБУЗ СК «Александровская РБ» ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением № на сумму <данные изъяты> рублей, платежным поручением № на сумму <данные изъяты> <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства здравоохранения была подана Заявка № для выделения денежных средств с целью закупки изделий медицинского назначения для оснащения подразделений ГБУЗ СК «Александровская РБ» : мебели для оснащения врачебной амбулатории <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей, мебели для оснащения ФАП <адрес> на сумму <данные изъяты> рублей). (первого звена). на общую сумму <данные изъяты> рублей. Данная заявка была согласована с Министерством здравоохранения <адрес>, на основании чего было подписано Дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. Денежные средства поступили на счет ГБУЗ СК «Александровская РБ» ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.
К моменту поступления денежных средств на счет ГБУЗ СК «Александровская РБ» были пересмотрены позиции закупки мебели и медицинского оборудования в связи с тем, что часть мебели были переданы на баланс учреждения за счет пожертвования ООО СП «Гремучка» на сумму <данные изъяты> рублей по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеуказанные причины, а также в целях ускорения и нормализации лечебного процесса в Учреждении был издан внутренний приказ по Учреждению от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в перечень приобретаемых основных средств».
Все выделенные средства согласно Заявке от ДД.ММ.ГГГГ № и согласно Заявке от ДД.ММ.ГГГГ №-/2136 были израсходованы для приобретения мебели и медицинского оборудования в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения. Мебель и медицинское оборудование, не указанные в списках в данных Заявках были приобретены исходя из потребностей ГБУЗ СК «Александровская РБ» на момент поступления денежных средств, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Заявительница считает, что случаи нецелевого расходования бюджетных средств, указанные в ст.15.14 КоАП РФ не относятся к учреждению ГБУЗ СК «Александровская РБ», что подтверждается ст.6 БК РФ, где указано, что получателями бюджетных средств являются органы местного самоуправления и казенные учреждения, а так же согласно ст. 152 БК РФ бюджетное учреждение не являются участниками бюджетного процесса. Казначейство России в своем классификаторе вводит понятие «Неэффективное использование бюджетных средств», оговариваясь при этом, что ответственность при такой квалификации использования бюджетных средств пока не наступает. Указывает, что отклонения по количеству и цене закупленного товара не считаю не целевым и не эффективным использованием бюджетных средств, так как закупленные мебель и оборудование утверждены Приложением N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 543н находятся и эффективно используются по назначению в подведомственных учреждениях, для которых оно было приобретено.
Должностное лицо Бухтоярова В.Д. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в её отсутствие, с участием её представителя по доверенности Колесникова В.В..
В судебном заседании представитель должностного лица Колесников В.В. доводы жалобы поддержал, просит жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.
Представитель Министерства финансов Ставропольского края Порохонько Е.С. в судебном заседании суду пояснил, что постановление о привлечении Бухтояровой В.Д. – главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» к административной ответственности за правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ вынесено законно, нецелевое расходование средств выразилось в не согласовании с учредителем – <адрес> изменение количественных показателей закупки, указанных в Приложении к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, приобрела медицинское оборудование: кресла-коляски (7 шт.), видеокольпоскоп цифровой SLV с принадлежностями (1шт.) в части произведенной оплаты за счет средств субсидии в сумме <данные изъяты> рублей, пенал для документов (1 шт), тонометры механические (6 шт.), пульсометры медицинские (7 шт.), оборудование, для наглядной пропаганды здорового образа жизни (1шт.), палатные столы (15 шт.) не входящие в заявку, а также приобрела медицинскую мебель в количестве, превышающем количество указанное в заявке, в том числе стеллажей для амбулатории <адрес> (на 2 шт. больше), кроватей с матрасами для дневного стационара <адрес> (на 5 шт. больше), стульев для амбулатории в <адрес> ( на 1 шт. больше). Просит в удовлетворении жалобы Бухтояровой В.Д. отказать.
Выслушав объяснения участников процесса, доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела об административном правонарушении №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КРФоАП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст.38 БК РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
В силу ст.162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Пунктом 1 ст. 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении контрольного мероприятия» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ СК «Александровская РБ» проведена выездная плановая камеральная проверка на тему: предоставление и (или) использование субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования бюджетным (автономным) учреждениям, и (или) их отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой отчетности за 2021-2022 год.
По результатам проверки сделан вывод о нецелевом использовании ГБУЗ СК «Александровская РБ» бюджетных средств на сумму <данные изъяты> рублей, выразившемся в расходовании средств краевого бюджета (КБК №), код нарушения №) на приобретение видов медицинской техники и медицинского оборудования не указанных в заявке на получение субсидии от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 926152,08 рублей и на приобретение медицинской мебели свыше количества указанного в заявке в сумме <данные изъяты> рубля.
Так согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ, на приобретения видов медицинской техники и медицинского оборудования не указанных в заявке на получение субсидии от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУЗ СК «Александровская РБ» израсходовало <данные изъяты> рублей, в том числе:
- кресла-коляски (7 шт.) на сумму <данные изъяты> рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);
- видеокольпоскопа цифрового SLV с принадлежностями на сумму <данные изъяты>, в части произведенной оплаты за счет средств субсидии в сумме <данные изъяты> рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) ;
-медицинской мебели – пенал для документов (1 шт.) стоимостью <данные изъяты> рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);
-тонометров механических (6 шт.) стоимостью <данные изъяты> рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);
-пульсометры медицинские (7 шт.) на сумму <данные изъяты> рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);
-оборудование, для наглядной пропаганды здорового образа жизни 91шт.) в сумме <данные изъяты> рублей (платежное поручение ДД.ММ.ГГГГ);
-палатные столы (15 шт.) в сумме <данные изъяты> рублей (платежное поручение ДД.ММ.ГГГГ);
На приобретение медицинской мебели свыше количества указанного в заявке на получение субсидии от ДД.ММ.ГГГГ №, ГБУЗ СК «Александровская РБ» израсходовало <данные изъяты> рубля, в том числе:
-стеллажи для амбулатории <адрес> (2 шт.) в сумме <данные изъяты> рублей (платежное поручение ДД.ММ.ГГГГ) было приобретено на 2 шт. больше чем указано в заявке;
кроватей с матрасами для дневного стационара <адрес> (5 шт.) в сумме <данные изъяты> рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) приобретено больше на 5 шт. чем указано в заявке;
стул для амбулатории в <адрес> (1шт.) в сумме <данные изъяты> рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) приобретено на 1 шт. больше чем указано в заявке.
Результаты проверки послужили основанием составления ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов <адрес> в отношении должностного лица – главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д. протокола об административном правонарушении №, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, и последующего привлечения ДД.ММ.ГГГГ должностного лица Бухтояровой В.Д. к административной ответственности по названной норме.
Признавая должностное лицо виновным в совершении данного административного правонарушения, министерство исходило из того, что главный врач ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтоярова В.Д. в 2022 году в нарушение п.1 ст.78.1 БК РФ, п.4.3.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, п.3.13, п.14, п.15 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, допустила нецелевое использование средств в сумме <данные изъяты> рублей, поскольку согласование с учредителем – министерством здравоохранения <адрес> об изменении закупки, цены закупки за единицу медицинской мебели/медицинского оборудования не представило, приобрело незапланированное медицинское оборудование: кресла-коляски (7 шт.), видеокольпоскоп цифровой SLV с принадлежностями (1шт.) в части произведенной оплаты за счет средств субсидии в сумме <данные изъяты> рублей, пенал для документов (1 шт), тонометры механические (6 шт.), пульсометры медицинские (7 шт.), оборудование, для наглядной пропаганды здорового образа жизни (1шт.), палатные столы (15 шт.), а также приобрело медицинскую мебель в количестве, превышающем планируемое, в том числе стеллажей для амбулатории <адрес> (на 2 шт.), кроватей с матрасами для дневного стационара <адрес> (на 5 шт.), стульев для амбулатории в <адрес> ( на 1шт).
Как следует из обжалуемого постановления об административном правонарушении объективной стороной правонарушения признано направление средств, полученных из бюджета <адрес>, на цели, не соответствующие целям, определенным договором, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств и установлено, что в результате противоправных действий должностного лица - главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д., <адрес> причинен имущественный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей, но указано, что денежные средства пошли на приобретение медицинской мебели и медицинского оборудования, которое находится и используются по назначению в подведомственных учреждениях, для которых оно было приобретено.
Согласно должностной инструкции главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ», он осуществляет руководство деятельностью учреждения на основе единоначалия (п.1.5.), в соответствии с п.2.3 осуществляет надлежащую организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации.
В тоже время, согласно исследованным в судебном заседании «Соглашении о предоставлении субсидии из бюджета <адрес> государственному бюджетному и автономному учреждению <адрес> на иные цели» от ДД.ММ.ГГГГ №, и п.1.1.8. Дополнительном соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ, субсидия предоставлялась ГБУЗ СК «Александровская РБ» Министерством здравоохранения <адрес> именно для проведения мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинской организации (проведение капитального ремонта объектов здравоохранения, оснащение медицинской техникой).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что расходы, произведенные ГБУЗ СК «Александровская РБ» под руководством должностного лица главного врача Бухтояровой В.Д. по оплате поставленной медицинской мебели и медицинского оборудования прямо соответствуют целям, определенным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, и Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, являющимся правовым основанием предоставления бюджетных средств, обратного этому материалы дела об административном правонарушении не содержат, соответственно, отсутствует состав, вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
С учетом изложенного для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Вышеназванное свидетельствует об отсутствии в действиях главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КРФоАП, так как бюджетные средства направлены на цели, соответствующие целям, определенным договорами о предоставлении субсидии, а именно – на проведение мероприятий по укреплению материально –технической базы медицинской организации (оснащение медицинской техникой), порядок предоставления субсидии не нарушен, работы произведены, что свидетельствует об отсутствии объективной стороны указанного правонарушения. При этом, несвоевременное согласование с учредителем – Минздравом края об изменении закупки, цены закупки за единицу приобретаемого целевого товара, в данном случае медицинской мебели/медицинского оборудования, не входит в объективную сторону указанной статьи.
Доводы представителя Министерства финансов Ставропольского края Порохонько Е.С. о том, что нецелевое расходование средств выразилось в не согласовании главным врачом ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д. с учредителем – Минздравом Ставропольского края изменение количественных показателей закупки, и приобретение медицинского оборудование не входящего в заявку, не основаны на законе, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ такого квалифицирующего признака не предусматривает.
Кроме того, субъективная сторона правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ характеризуется исключительно умыслом, при этом об умышленном характере действий должностного лица материалы дела не свидетельствуют.
В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КРФоАП, а постановление заместителя министра финансов Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица -главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.7 КРФоАП, судья,
РЕШИЛ:
жалобу главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д.,- удовлетворить.
Постановление заместителя министра финансов Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КРФоАП РФ, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КРФоАП в отношении главного врача ГБУЗ СК «Александровская РБ» Бухтояровой В.Д., - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.
Судья Ю.А.Курасов