Гражданское дело №2-190/2023 | |
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации | |
г. Агрыз, Республика Татарстан | 2 марта 2023 года |
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мингалиева Р.М., при секретаре Ханнановой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зайнутдинова Фарита Растамовича к исполнительному комитету муниципального образования «город Агрыз» Агрызского муниципального района РТ о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Зайнутдинов Ф.Р. обратился в суд с иском в приведенной формулировке. В обоснование исковых требований указал, что он является владельцем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом, принадлежит ему на основании договора дарения от 3 ноября 1997 года, заключенного между ним и его отцом - ФИО1. Договор дарения удостоверен нотариусом Агрызской государственной нотариальной конторы РТ, ФИО4 3 ноября 1997 года №1085. Все последующие годы он считал себя собственником указанного жилого дома и как собственник добросовестно, открыто и непрерывно владел им как своим собственным использовал указанный жилой для своего проживания, производил текущий ремонт, оплачивала необходимые платежи и налоги. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, находится в государственной собственности. В настоящее время истец решил зарегистрировать свое право собственности на жилой дом в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». При его обращении в многофункциональный центр Агрызского района Республики Татарстан по вопросу регистрации права собственности выяснилось, что оформить право собственности на жилой дом в предусмотренном законом порядке он не может, поскольку договор дарения не зарегистрирован в органе, осуществлявшим на тот момент государственную регистрацию права собственности. Осуществить государственную регистрацию права собственности в настоящий момент он не могу, поскольку его отец, ФИО1, умер в ДД.ММ.ГГГГ. Указанным жилым домом истец владеет с 1997 года, т.е. 26 лет.Истец просит признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 22 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.
Истец Зайнутдинов Ф.Р. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования полностью поддержал.
Представитель ответчика – исполнительного комитета муниципального образования «город Агрыз» Агрызского муниципального района РТ Ниязов Р.Э. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, возражений относительно исковых требований не имеет.
Представитель третьего лица – Агрызского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Шарипова Ю.В. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве просила рассмотреть без ее участия, удовлетворению исковых требований не возражала.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу статьи 234 данного Кодекса лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (пункт 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь.
Причины, по которым сложилась такая ситуация, когда лицо длительно как своим владеет имуществом, на которое у него отсутствуют права, сами по себе значения не имеют при условии добросовестности давностного владельца, открытости и непрерывности такого владения.
Целью института приобретательной давности является возвращение имущества в гражданский оборот.
Судом установлено, что Зайнутдинов Ф.Р. с 3 ноября 1997 года владеет жилым домом по адресу: <адрес>, несет бремя ее содержания.
Из материалов дела следует, что спорный жилой дом ему подарил отец, ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Договор дарения удостоверен нотариусом Агрызской государственной нотариальной конторы РТ, ФИО4 3 ноября 1997 года №1085. Однако, он не был зарегистрирован в органе, осуществлявшим на тот момент государственную регистрацию права собственности, поскольку собственник жилого дома умер.
С 1997 года истец Зайнутдинов Ф.Р. открыто, не скрывая факта нахождения спорного имущества в его владении, добросовестно и непрерывно владеет спорным объектом недвижимости.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на земельный участок площадью 864 кв.м. с кадастровым № и жилой дом площадью 22 кв.м. с кадастровым № по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Согласно выписке из реестра объектов жилого фонда и иных объектов недвижимого имущества от 12 июля 2021 года №110 выданной Набережночелнинским филиалом АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве личной собственности за ФИО1 на основании: Договора купли-продажи от 30 июня 1958 года, реестр №223.
В данном случае доказано, что владение спорным объектом недвижимости осуществляется в течение длительного времени - более 26 лет. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в судебном заседании и никем не опровергнуто.
Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования Зайнутдинова Ф.Р. о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Зайнутдинова Фарита Растамовича (паспорт №) удовлетворить.
Признать за Зайнутдиновым Фаритом Растамовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом общей площадью 22 кв.м., с кадастровым номером 16:01:220280:37, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан, через Агрызский районный суд Республики Татарстан, в течение месяца, со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Р.М. Мингалиев
Мотивированное решение составлено 6 марта 2023 года.