ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4015/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 июня 2023 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу начальника Кемеровской таможни Журавлева О.Ю. на вступившее в законную силу решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 23 мая 2023г., вынесенное в отношении Кемеровской таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Заводского судебного района г. Кемерово от 15 марта 2023г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении Кемеровской таможни, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 23 мая 2023г. постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе начальник Кемеровской таможни Журавлев О.Ю. просит решение отменить, производство по делу прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, приводя доводы о его незаконности.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам инженерной инфраструктуры, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001,
применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.
В силу требований п. 5 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Согласно приложению «Г» ГОСТ Р 52131-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» знак обозначения кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи размещается над кнопкой вызова персонала, устанавливаемой перед входом в здания.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов,
Пунктом 5.2 СНиП 35-01-2001 установлено, что каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания - дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 2 февраля 2023г., Кемеровской транспортной прокуратурой совместно с председателем Всероссийского общества инвалидов по Кемеровской области - Кузбассу проведен осмотр территории Кемеровской таможни, по результатам которого выявлены нарушения прав маломобильных граждан, допущенные Кемеровской таможней. В ходе анализа установлено, что здание Кемеровской таможни, расположенное по адресу: г. Кемерово, Сарыгина, 36, не имеет пандусов, позволяющих самостоятельно обеспечить доступ маломобильных граждан. При этом, в нарушение ст. 3, п. 1 и п. 3 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ, п. 6.1.2 СНиП 35-01-2001 в ходе осмотра Кемеровской таможней предоставлен телескопический пандус-аппарели, который не только запрещен законом, но и не обеспечил безопасный доступ в здание Кемеровской таможни.
Кроме того, вопреки требованиям п. 5 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ, приложения «Г» ГОСТ Р 52131-2019, кнопка вызова персонала не имеет необходимого знака обозначения.
В нарушение требований закона территория Кемеровской таможни не имеет специализированного машино-места для транспортного средства инвалида.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях Кемеровской таможни состава предъявленного правонарушения. Указанный вывод мотивирован тем, что представленная справка-заключение эксперта ФИО4, является недопустимым доказательством, поскольку получена с нарушением требований КоАП РФ.
Вместе с тем установив, что справка-заключение не отвечает требованиям ст.25.8 КоАП РФ, не учел, что для установления всех обстоятельств по делу, в силу ст.24.1, ст.26.1, п.2 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, судья вправе был назначить как экспертизу, так и привлечь специалиста, для разрешения вопросов, которые, по мнению мирового судьи, требовали специальных познаний.
Ссылаясь на непредоставление доказательств, подтверждающих факт отсутствия необходимого знака обозначения кнопки вызова персонала, также не учел, что данный знак обозначения должен соответствовать требованиям п.4.3.8.2 ГОСТ Р52131-2019, в нарушение ст.26.11 КоАП РФ, фактически представленным материалам, в том числе фототаблице, надлежащей оценки, с учетом требований приведенных выше ГОСТов, не дал.
Выводы суда о том, что обязанность по созданию условий для инвалидов возложена исключительно на собственников здания противоречит положениям ст.15 Федерального закона №181-ФЗ.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии состава административного правонарушения в действиях (бездействии) Кемеровской таможни являются преждевременными. Основания для прекращения производства по делу по приведенным в постановлении мотивам отсутствовали.
Установив указанные существенные нарушения, допущенные при рассмотрении дела, судья районного суда по существу верно отменил не соответствующее закону постановление мирового судьи и прекратил производства по делу, руководствуясь п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, данные, перечисленные в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении отражены. Обстоятельства предъявленного правонарушения соответствуют фабуле ст.9.13 КоАП РФ.
Осуществление Кемеровской транспортной прокуратурой прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства в сфере защиты прав граждан с ограниченными возможностями и устранения ранее выявленных нарушений, оформление его результатов в форме акта осмотра, не противоречит ст.ст.6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Сведений, подтверждающих вынесение постановления о прекращении производства по делу, возбужденному за нарушение всех перечисленных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 2 февраля 2023г. требований закона, не представлено. С учетом изложенного, основания для прекращения производства по делу по п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствуют.
Кроме того, факт привлечения лица к административной ответственности (прекращения производства по делу) за невыполнение требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения им после вынесения постановления по обстоятельствам нарушения тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.
Таким образом оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 23 мая 2023г., вынесенное в отношении Кемеровской таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу начальника Кемеровской таможни Журавлева О.Ю. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Безденежных