дело № 2-617/23
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Агрыз, Республика Татарстан 11 октября 2023 года
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мингалиева Р.М., при секретаре Ханнановой Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Владислава Александровича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о защите пенсионных прав,
установил:
Иванов В.А. обратился с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о защите пенсионных прав. Иск мотивирован тем, что с 10.12.1991 по настоящее время истец работает педагогическим работником в МБОУ «Кулегашская средняя общеобразовательная школа» Агрызского муниципального района РТ, после переименования МБОУ «Кулегашская начальная школа- детский сад» Агрызского муниципального района РТ.
Истец в обоснование заявленных требований указал, что работал в учреждениях образования, осуществляя педагогическую воспитательную функцию на должностях, дающих право на оформление пенсии на льготных основаниях. Обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ с заявлением о назначении льготной досрочной пенсии, как педагогическому работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Однако решением № 357537/23/Ц/08-10/1021 от 21.06.2023 ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, исключив из специального стажа периоды работы: с 04.09.2018 по 31.12.2022 в должности директора в МБОУ «Кулегашская начальная школа - детский сад», так как тип учреждения не соответствует его виду, периоды отвлечения от основной деятельности на сельхозработы 25.09.1993, на семинар 27.01.1994, в командировку 18.05.1995, дополнительные неоплачиваемые дни 31.07.2020, 06.11.2020. Истец с данным решением не согласен просит включить данный период в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости с 30.09.2021.
В последующем истец исковые требования изменил. Просит признать незаконным Решение № 357537/23/Ц/08-10/1021 от 21.06.2023 Отдела установления пенсий № 4 ОСФР по РТ в части исключения из стажа работы в связи с педагогической деятельностью периодов работы и отказа в назначении страховой пенсии по старости:
- период работы с 01.01.2021 по 31.12.2022 (2 года) в должности директора в МБОУ «Кулегашская начальная школа- детский сад» Агрызского муниципального района РТ (2 года).
- периоды отвлечения от основной деятельности (5 дней): сельхозработы 25.09.1993, семинар 27.01.1994, командировка 18.05.1995, дополнительные неоплачиваемые дни: 31.07.2020, 06.11.2020.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан зачесть в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости вышеуказанные периоды и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 30.06.2022 г.
Протокольным определением суда изменение исковых требований были приняты в производство суда.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, повторив, доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался почтой. Кроме того, ответчик извещался публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте проведения судебного заседания.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ответчик извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, не представил доказательств уважительности причин неявки, не ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Ранее представитель ответчика предоставил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований истца.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее по тексту - Закон №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с Федеральным законом №35О-Ф3 от 03.10.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" повышение пенсионного возраста происходит поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Аналогичное правило установлено в отношении граждан, которым по достижении соответствующего возраста устанавливается социальная пенсия по старости (части 3 и 4 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 16.07.2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из материалов дела следует, что 02.06.2023 истец обратился в отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ с заявлением о назначении льготной досрочной пенсии, как педагогическому работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением № 357537/23/Ц/08-10/1021 от 21.06.2023 ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, исключив из специального стажа периоды работы:
с 04.09.2018 по 31.12.2022 в должности директора в МБОУ «Кулегашская начальная школа - детский сад», так как тип учреждения не соответствует его виду, периоды отвлечения от основной деятельности на сельхозработы 25.09.1993, на семинар 27.01.1994, в командировку 18.05.1995, дополнительные неоплачиваемые дни 31.07.2020, 06.11.2020.
Период работы с 04.09.2018 по 31.12.2022 в должности директора в МБОУ «Кулегашская начальная школа - детский сад» не включен в специальный педагогический стаж работы по двум основаниям.
Из нормативно-правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение, следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений образования, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение
В соответствии со Списком от 29.10.2002 №781 наименование начальная школа (школа) - детский сад предусмотрена п. 1.5 и относится к специальным (коррекционным) образовательным учреждениям для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. Также начальная школа (школа) - детский сад предусмотрена п.1.7 и относится к образовательным учреждениям для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Согласно уставу от 04.09.2018г. №396 «Кулегашская начальная школа - детский сад» является общеобразовательным учреждением. Однако предметом их деятельности является предоставление услуг по образовательным программам дошкольного, начального общего образования. Основной целью является деятельность по образовательным программам начального общего образования и неосновной - по образовательным программа дошкольного образования, комплекс мер по уходу и присмотру за детьми.
В соответствии с ч.2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
МБОУ «Кулегашская начальная школа - детский сад», по мнению ответчика, не может относиться к общеобразовательной организации, т.к. не осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
В соответствии с пунктом 4 Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, засчитываются периоды работы на соответствующих видах работ (в должностях и в учреждениях), выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Пунктами 3 и 4 Правил № 781 установлено, что периоды выполнявшейся после 1 сентября 2000 г. педагогической работы в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком № 781, засчитываются в соответствующий стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
С учетом норм трудового и отраслевого законодательства работа, выполняемая в течение полного рабочего дня в должности в учреждении, предусмотренном Списком № 781, означает непосредственное выполнение трудовых обязанностей для соответствующей должности на основании трудового договора в течение рабочего времени, норма которого устанавливается за ставку заработной платы (должностной оклад). В рабочее время педагогических работников наряду с учебной (преподавательской) и воспитательной работой включается и другая педагогическая работа (статья 333 Трудового кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказы Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"); от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников").
Пунктом 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителям 1 - И (12) классов общеобразовательных учреждений 18 часов в неделю.
В соответствии с пп. «а» п.8 Правил №781 в стаж работы засчитывается:
а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год),
С 16.08.2018 Иванов В.А. принят в МБОУ «Кулегашская начальная школа - детский сад» на штатную должность директора.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781 в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждения, указанного в том числе в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 года, независимо от ведения преподавательской работы.
Указанная работа, за период начиная с 1 сентября 2000 года, засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Кроме выполнения обязанностей директора, истец вел уроки без занятия штатной должности.
Ответчик в своем отзыве указывает, что якобы истец в этот период осуществлял работу с педагогической нагрузкой 1 час в неделю, однако данные доводы противоречат материалам дела.
Согласно приказа № 10 от 24.03.2020 о возложении обязанностей временно отсутствующего работника на Иванова В.А. возложены обязанности учителя окружающего мира - 4 часа, ОРКСЭ – 1 час., ИЗО – 1 час., итого 6 часов.
Истцом суду предоставлены расчетные карточки за период с января 2021 года по декабрь 2022 года, согласно которым истцу, как учителю, производились выплаты из расчета, что он осуществлял преподавательскую деятельность в объеме 7 часов в неделю.
Суду предоставлена тарификация на 01.09.2019, согласно которой у Иванова В.А. установлена 1 ставка как директора и 0,056 ставки как учителя, то есть 1 час в неделю.
Согласно тарификациям на 01.09.2020, 01.09.2021 и 01.09.2022 у Иванова В.А. установлена 1 ставка как директора и 0,389 ставки как учителя, то есть 7 часов в неделю.
Учитывая, что истец являлся директором учреждения и осуществлял преподавательскую деятельность в этом же учреждении в учебные года в период с 2020 по 2021, с 2021 по 2022 в объеме 7 часов в неделю, период с 01.01.2021 по 31.12.2022 (2 года) должны быть включены в специальный педагогический стаж.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно постановлению ИК АМР РТ № 396 от 04 сентября 2018 года «О переименовании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кулегашской средней образовательной школы АМР РТ, в связи с реализацией «Дорожной карты» реорганизации сети общеобразовательных организации АМР РТ, вводом в эксплуатацию нового здания МБОУ «Кулегашская начальная школа- детский сад» АМР РТ, МБОУ Кулегашская средняя общеобразовательная школа АМР РТ переименовано в МБОУ «Кулегашская начальная школа-детский сад» АМР РТ.
При этом, по содержащимся в трудовой книжке данным, истец 26.12.2006 принят на работу в МОУ «Кулегашская средняя общеобразовательная школа АМР РТ, в последующем данное учебное переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кулегашская начальная школа –детский сад» АМР РТ. В данном учебном заведении истец продолжает осуществлять трудовую деятельность по настоящее время.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрении судами дел, связанных "с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и г.н.).
Юридически значимым обстоятельством для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости является вид трудовой деятельности, принимая во внимание, что в спорный период времени я истец осуществлял педагогическую деятельность, фактически работал в образовательном учреждении директором с педагогической нагрузкой 7 часов с 01.09.2020, должность, занимаемая истцом предусмотрена Списком и ответчиком не оспаривается, а также учитывая, что переименование и организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактом, лишающим педагогического работника права на пенсионное обеспечение, суд полагает необходимым включить в специальный стаж работы период с 01.01.2021 по 31.12.2022 (2 года), так как характер трудовой деятельности в данный период, в связи со сменой наименования дошкольного образовательного учреждения не изменялся, а в период работы, выполняемая норма (продолжительность) рабочего соответствовала требованиям законодательства.
Доводы ответчика о том, что по данному периоду работы дана правовая оценка и вынесено решение об отказе во включение в педагогический стаж периода работы с 04.09.2018 по 31.12.2020 решением Агрызского районного суда от 28.02.2022 №2-44/2022, оставленного без изменения апелляционным определением Верховного суда РТ от 29.08.2022 №33-7832/2022 и кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции №88-26554/2022 от 15.12.2022, суд не может согласиться, так как данным решением в специальный стаж включается иной период работы. Согласно материалам делам ставка истца в должности преподавателя изменилась, если в период учебных годов с 2018 по 2020 года ставка составляла 1 час в неделю, то в период работы с 2020 по 2021 год, с 2021 по 2022 год ставка уже составляла 7 часов в неделю.
Кроме этого ответчиком в специальный стаж не включены периоды отвлечения от основной деятельности (5 дней): сельхозработы 25.09.1993, семинар 27.01.1994, командировка 18.05.1995, дополнительные неоплачиваемые дни: 31.07.2020, 06.11.2020.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прямого указания о порядке включения в "специальный" стаж праздничных дней в Правилах нет. На практике нерабочие праздничные дни, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Перечень нерабочих праздничных дней установлен статьей 112 Трудового кодекса РФ. При этом в статье 5 Трудового кодекса РФ указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права. Статья 6 Трудового кодекса РФ, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектов РФ, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" соответствующие органы государственной власти в РФ вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определенных территориях. Право субъектов РФ устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено Верховным Судом (Постановление Президиума ВС РФ от 21 декабря 2011 г. N 20-ПВ11).
С учетом приведенных законоположений не включение ответчиком в специальный стаж работы истца 31.07.2020 – Курбан Байрам, 06.11.2020 – День Конституции РТ является не правильными.
Суд так же считает, что в специальный педагогический стаж истца подлежат включению следующие дни: сельхозработы - 25.09.1993, семинар 27.01.1994, командировка 18.05.1995.
Истец на сельхозработы был направлен на основании приказа № 241 от 25.09.1993 (л.д. 18-19).
27 января 1994 года в Утягановской средней общеобразовательной школе проводился семинар учителей химии, биологии, географии, а так же лаборантов школы, в связи с чем, на основании приказа № 255 от 25 января 1994 года (л.д. 20), истец как лаборант школы, направлен для участия в данном семинаре как лаборант школы.
Кроме этого, на основании приказа от №324 от 17 мая 1995 года (л.д. 24), при поездке детей в г. Ижевск с экскурсией и концертом, истец был назначен ответственным за поездку детей.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. На основании статьи 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ.
Кроме того, систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника в силу действующего законодательства (ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Период нахождения в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, сохранением места работы, обусловлено выполнением трудовой функции вне места работы (ст. ст. 166 - 168 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тем самым, периоды нахождения па курсах повышения квалификации, участие в семинарах, методических объединениях, периоды нахождения в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем подлежат включению в педагогический стаж.
В указанные дни истцу выплачивалась заработная плата, и производились отчисления в Пенсионный фонд, то есть в данный период он продолжал заниматься педагогической деятельностью.
Более того, необходимо отметить, что вышеуказанные дни, ответчиком на основании решения № 634653/21 от 24.08.2021 включены в специальный педагогический стаж истца. Вышеуказанное решение в части включения данных дней в специальный стаж, не отменено, не действительным не признано, в связи с чем ответчик не имел правоа исключать данные периоды из специального стажа работы истца.
С заявлением о назначении досрочной пенсии истец обратился к ответчику 02.06.2023.
При суммировании всех исключенных периодов работы из специального стажа на 31.12.2022, истцом выработано 27 лет 1 день (24 года 11 месяцев 26 дней (по решению ответчика) + 2 года 5 дней (в рамках данного дела), соответственно необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности в 2020 году, а именно 30.12.2020 г., что дает истцу право выйти на пенсию с учетом сроков, предусмотренных Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 30.06.2022.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение № 357537/23/Ц/08-10/1021 от 21.06.2023 Отдела установления пенсий № 4 ОСФР по РТ в части отказа Иванову Владиславу Александровичу в назначении пенсии и исключении из специального педагогического стажа работы периодов:
- с 01.01.2021 по 31.12.2022 (2 года) в должности директора в МБОУ «Кулегашская начальная школа- детский сад» Агрызского муниципального района РТ (2 года);
- 25.09.1993 - сельхозработы, 27.01.1994 - семинар, 18.05.1995 -командировка, 31.07.2020 - Курбан Байрам, 06.11.2020 - день Конституции РТ.
Обязать Отделение Пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан зачесть в специальный педагогический стаж для назначения страховой пенсии по старости Иванову Владиславу Александровичу периоды работы:
с 01.01.2021 по 31.12.2022 (2 года) в должности директора в МБОУ «Кулегашская начальная школа- детский сад» Агрызского муниципального района РТ (2 года);
- 25.09.1993 - сельхозработы, 27.01.1994 - семинар, 18.05.1995 -командировка, 31.07.2020 - Курбан Байрам, 06.11.2020 - день Конституции РТ.
Обязать ответчика назначить Иванову Владиславу Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения страховую пенсию по старости с 30.06.2022.
Взыскать с Отделения Пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу Иванова Владислава Александровича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Р.М. Мингалиев
Мотивированное решение составлено 13 октября 2023 года.