Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-843/2023 ~ М-639/2023 от 06.09.2023

Дело № 2-843/2023

21RS0001-01-2023-000820-83

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Назаровой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» г.Алатырь Чувашской Республики и Отделу образования и молодежной политики Администрации г.Алатырь Чувашской Республики о возложении обязанностей,

установил:

истец - Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики с учетом заявления об уточнении иска, мотивировал свои требования следующим.

Истцом была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних и законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой в деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики выявлены нарушения законодательства о безопасности несовершеннолетних.

Проверкой установлено, что на 282 оконных блоках МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики отсутствуют устройства, предотвращающие выпадения детей.

Оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

Несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивает права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики на охрану здоровья.

В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Просил обязать Отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить для МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики денежные средства необходимые на нужды по установке на 282 оконных блоках школы, расположенной по адресу: <адрес>, замки безопасности, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»; обязать МБДОУ «Детский сад № 5 «Березка» города Алатыря Чувашской Республики в течение двух месяцев со дня поступления от отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики денежных средств выделенных на нужды установки замков безопасности на оконные блоки установить на 282 оконных блоках школы, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Истец – помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Николаева Г.Д., в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске и дополнении к нему основаниям. Просила обязать Отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить для МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики денежные средства необходимые на нужды по установке на 140 оконных блоках школы, расположенной по адресу: <адрес>, замки безопасности, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166- 99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»; обязать МБДОУ «Детский сад № 5 «Березка» города Алатыря Чувашской Республики в течение двух месяцев со дня поступления от отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики денежных средств выделенных на нужды установки замков безопасности на оконные блоки установить на 140 оконных блоках школы, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Ответчик - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики – извещены, за подписью директора Кольдиной Л.А. поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, в кабинетах, где обучаются дети 140 деревянных оконных блоков требуют замены на пластиковые оконные блоки с замками безопасности.

Ответчик - Отдел образования и молодежной политики администрации города Алатырь Чувашской Республики и третье лицо - Администрация города Алатырь Чувашской Республики – извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора Николаеву Г.Д., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что 30 августа 2023 года помощником Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Кильмаевым Д.А. проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности поднадзорных учреждений образования, в ходе которой установлено, что образовательными организациями Алатырского муниципальными округа и города Алатырь Чувашской Республики игнорируются требования Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в частности оконные блоки в детских, дошкольных и школьных учреждениях не оборудованы замками безопасности. Предлагает обратиться в суд с исками об обязании учреждения образования установить на оконных блоках замки безопасности, в соответствии с п.5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Согласно сообщению заместителя главы администрации по социальным вопросам - начальника Отдела образования и молодежной политики администрации города Алатырь Чувашской Республики Ермолаевой Е.А. от 03 июля 2023 года № 661, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики, в ходе выявленных нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности и законодательства о безопасных условиях обучения, необходимо установить 282 замка безопасности на окна.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Специальным законом, установившим основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Пунктом 2 указанной статьи также предусмотрено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статей 5, 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02 декабря 1999 года принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06 мая 2000 года N 41 введен в действие "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия".

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Доказательств оборудования оконных блоков замками безопасности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики, не представлено.

Вместе с тем, по смыслу приведенных выше норм, на ответчике - муниципальном учреждении лежит обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев во время пребывания указанных лиц в этих организациях и создания иных безопасных условий пребывания посетителей, исключающих любой травматизм, а также сохранности ценного имущества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность, учредителем является администрация г.Алатырь Чувашской Республики.

В соответствии с уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики учредителем учреждения является администрация города Алатырь Чувашской Республики.

В судебном заседании установлено, что функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции осуществляет Отдел образования администрации города Алатырь Чувашской Республики.

Согласно пункту 4 Положения об Отделе образования и молодежной политики администрации города Алатырь Чувашской Республики, утвержденного Решением Собрания депутатов города Алатырь Чувашской Республики от 16 декабря 2021 года №51/16-7, Отдел, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет функции в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Алатырь Чувашской Республики по решению вопросов местного значения: ведет финансово-экономическую и иную отчетность о работе в сфере образования; (пункт 4.5), является главным распорядителем средств бюджета города Алатыря на цели «Образование» (пункт 4.6), вносит предложения по финансированию вопросов образования на территории города Алатыря (пункт 4.7), осуществляет финансирование мероприятий в сфере образования в пределах средств, выделенных из бюджета города Алатыря, финансирование деятельности органа опеки и попечительства осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункт 4.8).

В силу абзаца 38 статьи 6 Бюджетного Кодекса РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Отдел образования и молодежной политики Администрации города Алатырь Чувашской Республики обязанности обеспечить финансирование расходов для оборудования оконных блоков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99 в пределах полномочий, указанных в Положении и Уставе МБОУ.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Достаточным сроком для Отдела образования и молодежной политики Администрации города Алатыря Чувашской Республики, по мнению суда, будет десять месяцев со дня вступления решения в законную силу, и два месяца с момента выделения денежных средств для МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» города Алатырь Чувашской Республики для установки замков на оконных блоках.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Возложить в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на Отдел образования и молодежной политики Администрации г.Алатырь Чувашской Республики обязанность выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» г.Алатырь Чувашской Республики денежные средства необходимые на нужды по установке на 140 оконных блоках школы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г.Алатырь, улица Березовая, д.1 замков безопасности, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфеновой» г.Алатырь Чувашской Республики в течение двух месяцев со дня поступления из Отдела образования и молодежной политики Администрации г.Алатырь Чувашской Республики денежных средств, выделенных на нужды установки замков безопасности на оконные блоки обязать установить на 140 оконных блоках школы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г.Алатырь, улица Березовая, д.1 замки безопасности, в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики, в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течение пяти дней.

Председательствующий: судья Н. М. Назарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-843/2023 ~ М-639/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алатырская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Отдел образования и млодежной политики администрации г. Алатырь
МБОУ "СОШ № 7 им. Героя Советского Союза З.И. Парфенова" г. Алатырь Чувашской Республики
Другие
Администрация г. Алатырь Чувашской Республики
Суд
Алатырский районный суд Чувашской Республики
Судья
Назарова Н.М.
Дело на странице суда
alatirsky--chv.sudrf.ru
06.09.2023Регистрация административного искового заявления
07.09.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Дело оформлено
04.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее