гражданское дело № 2-358/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Абаза 22 ноября 2022 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего – судьи Казаклиу О.А.,
при секретаре Мойкиной А.А.
с участием истца - помощника прокурора Таштыпского района Медведева М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50», Администрации г. Абаза о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таштыпского района обратился в суд с данным иском, мотивируя требования тем, что в ходе проверки установлено, что здание МБОУ «АСОШ № 50» расположенное по адресу: <адрес>, построено в 1965 году. В нарушение требований ГОСТ 31937-2011, обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, денежные средства на проведение указанного рода мероприятий ранее не закладывались, в текущем году не предусматривались. Выявленные нарушения нарушают права несовершеннолетних обучающихся образовательной организации на благоприятные и безопасные условия пребывания в учреждении и в качестве негативных последствий влекут угрозу их жизни и здоровью. Устранение выявленных нарушений потребовано прокуратурой района во внесенном в адрес директора МБОУ «АСОШ № 50» представлении, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50» до 01.09.2023 провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации; обязать Администрацию г. Абазы до 01.08.2023 профинансировать проведение обследования технического состояния здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50».
В судебном заседании помощник прокурора Медведев М.С. поддержал заявленные требования с учетом уточнения, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, а также отзыв, из которого следует, что в соответствии с п. 1.5. Устава МБОУ «АСОШ № 50», утвержденного постановлением Администрации г. Абазы от 24.09.2019 № 551 учредителем учреждения является муниципальное образование г. Абаза, от имени которого функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация города Абазы. От имени Учредителя его функции и полномочия, в случаях, установленных Положением «Об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения», утвержденным Постановлением Администрации МО г. Абаза от 03.05.2011 № 363, осуществляет орган (должностное лицо) Администрации г. Абазы, осуществляющий выработку муниципальной политики, нормативно-правовое регулирование и муниципальное управление (в том числе и управление муниципальным имуществом) в сфере, в которой осуществляет деятельность учреждение. В соответствии с постановлением Администрации города Абазы от 26.12.2013г. № 1096 «Об утверждении Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципальных бюджетных образовательных организаций» органом (должностным лицом), действующим от имени Администрации г. Абазы, выполняющим функции и полномочия учредителя, является Отдел по делам образования Администрации г. Абазы в отношении образовательной организации дошкольного образования МБОУ «АСОШ № 5». Согласно п. 1.7. Устава МБОУ «АСОШ № 50» школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или ином законном основании. Проектом решения Совета депутатов г. Абазы «О бюджете муниципального образования город Абаза на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 год в расходную часть бюджета заложены бюджетные ассигнования на проведение обследования технического состояния здания МБОУ «АСОШ № 50» силами специализированной организации за счет средств местного бюджета, что подтверждается выпиской из бюджета и Планом проведения текущих ремонтов в муниципальных учреждениях, подведомственных Отделу по делам образования Администрации г. Абазы в 2023 году, утвержденным Главой города Абазы 27.09.2022.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков, поскольку такой порядок не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно представленных суду материалов, прокуратурой Таштыпского района в ходе проверки образовательного учреждения установлено, что здание МБОУ «АСОШ № 50», расположенное по адресу: <адрес>, построено в 1965 году. В нарушение требований ГОСТ 31937-2011, обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, денежные средства на проведение указанного рода мероприятий ранее не закладывались, в текущем году не предусматривались.
Устранение выявленных нарушений потребовано прокуратурой района во внесенном в адрес директора МБОУ «АСОШ № 50» представлении, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
В силу ст. 38 Конституции России детство находится под защитой государства.
Статьей 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания.
В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности школы № 50 является образовательная деятельность (среднее общее образование). Выдана лицензия на данную деятельность.
Согласно информации руководителя отдела по делам образования Администрации г. Абазы, здание МБОУ «АСОШ № 50» построено в 1965 году.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, согласно которых безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" предусматривает, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов (п. 4.1).
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (п. 4.3.).
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений (п. 4.4.).
В соответствии с п. 1.5. Устава МБОУ «АСОШ № 50», утвержденного постановлением Администрации г. Абазы от 24.09.2019г. № 551, учредителем учреждения является муниципальное образование г. Абаза, от имени которого функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация города Абазы. От имени Учредителя его функции и полномочия, в случаях, установленных Положением «Об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения», утвержденным Постановлением Администрации МО г. Абаза от 03.05.2011г. № 363, осуществляет орган (должностное лицо) Администрации г. Абазы, осуществляющий выработку муниципальной политики, нормативно-правовое регулирование и муниципальное управление (в том числе и управление муниципальным имуществом) в сфере, в которой осуществляет деятельность учреждение.
Администрация г. Абазы наделена полномочиями главного распорядителя бюджета муниципального образования, муниципальных учреждений и как учредитель образовательной организации обязана осуществлять финансирование расходов МБОУ «АСОШ № 50».
Судом установлено, что невыполнение МБОУ «АСОШ № 50» указанных в иске требований обусловлено недостаточным финансированием расходов со стороны учредителя и собственника данного учреждения.
В то же время одним из источников формирования имущества, финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из бюджета муниципального образования. Выполнение установленного муниципального задания осуществляется за счет финансового обеспечения учредителя на содержание имущества.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п.13).
Пунктом 2 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, финансированию муниципальных учреждений.
23.06.2022 в адрес ответчика МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50» внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.
Кроме того, представленной выпиской из проекта решения Совета депутатов города Абазы «О бюджете МО г. Абаза на 2021 год и плановый период 2024 и 2025 годов» подтверждается лишь заложение ассигнований на финансирование отдельных мероприятий по проведению ремонтных работ в образовательном учреждении, а само указанное решение находится на стадии проекта.
Принимая во внимание характер спорных правоотношений, суд приходит к выводу о наличии оснований для принятия решения об удовлетворении исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГК РФ).
В соответствии с подп. 9 п. 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 6 000 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таштыпского района Республики Хакасия удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50» до 01.09.2023 провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации.
Обязать Администрацию г. Абазы до 01.08.2023 профинансировать проведение обследования технического состояния здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50».
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50», Администрации города Абаза государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме по 6 000 (шесть тысяч) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Абазинский районный суд РХ.
Судья подпись О.А. Казаклиу
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2022 года