ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N16-3054/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 9 июня 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника МУП "Карачевский городской водоканал" Юсуповой М.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N34 Карачевского судебного района Брянской области от 19 октября 2022 года, решение судьи Карачевского районного суда Брянской области от 25 ноября 2022 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия "Карачевский городской водоканал" (далее - МУП "Карачевский городской водоканал", Предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N34 Карачевского судебного района Брянской области от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Карачевского районного суда Брянской области от 25 ноября 2022 года, МУП "Карачевский городской водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Юсупова М.Н. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, прекращении производства по делу.
Прокуратура Карачевского района Брянской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче данной жалобы, представила на нее возражения, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, прихожу к следующим выводам.
Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 16 августа 2022 года прокурором Карачевского района Брянской области принято решение о проведении проверки в отношении МУП "Карачевский городской водоканал" в области организации и исполнения мероприятий по территориальной и гражданской обороне. Как следует из акта проверки от 16 августа 2022 года прокуратурой установлено, что организацией не проводятся мероприятия по гражданской обороне, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не созданы.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для вынесения исполняющим обязанности прокурора Карачевского района Брянской области в отношении МУП "Карачевский городской водоканал" постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дальнейшего привлечения Предприятия к административной ответственности согласно названной норме.
Между тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определен постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Согласно подпункту "в" пункта 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного указанным Постановлением (далее - Положение), создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне").
В ходе рассмотрения дела судебными инстанциями не выяснено, относится ли МУП "Карачевский городской водоканал" к указанной в Положении организации.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований : проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку населения в области гражданской обороны;
создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
обеспечивают и осуществляют своевременное оповещение населения;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Пунктом 3 статьи 18 названного Федерального закона установлено, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
В рамках требований статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" администрацией Карачевского района Брянской области 20 апреля 2022 года принято Постановление "Об утверждении перечня организаций, обеспечивающих выполнений мероприятий по гражданской обороне на территории Карачевского района" за N 595 (далее - Перечень).
Согласно названому Перечню МУП "Карачевский городской водоканал" отнесен к организациям, обеспечивающим проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (пункт 4) и к организациям, обеспечивающим первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (пункт 5) в части обеспечения водоснабжения.
В нарушение требований статьи 26.1 указанного Кодекса судебными инстанциями надлежащим образом не проверено, на основании чего МУП "Карачевский городской водоканал" причислен к организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне согласно Положению, а также, если Предприятие отнесено к категории по гражданской обороне, то каковы должны быть номенклатура и объемы запасов согласно пункту 4 Положения; не указано, какие конкретно мероприятия по гражданской обороне не проводятся Предприятием.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На основании изложенного, решение судьи Карачевского районного суда Брянской области от 25 ноября 2022 года подлежит отмене, дело с жалобой Предприятия - направлению на новое рассмотрение в Карачевский районный суд Брянской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, выяснить и оценить обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, заявленные доводы и собранные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Решение судьи Карачевского районного суда Брянской области от 25 ноября 2022 года, вынесенное в отношении МУП "Карачевский городской водоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело с жалобой МУП "Карачевский городской водоканал" возвратить в Карачевский районный суд Брянской области на новое рассмотрение.
Судья Г.К. Шамшутдинова