№ 16-6213/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 02 ноября 2023 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу врио заместителя начальника полиции (по ООП) УМВД России по г.Сыктывкару ФИО6 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Республики Коми от 05.04.2023 №12-55/2023, состоявшееся в отношении Гуляева Игоря Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28.02.2023 №5-396/2023 Гуляев И.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 2 суток.
Решением судьи Верховного суда Республики Коми от 05.04.2023 №12-55/2023 приведенное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гуляева И.А. прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, врио заместителя начальника полиции (по ООП) УМВД России по г.Сыктывкару ФИО7 просит об отмене решения судьи Верховного суда Республики Коми от 05.04.2023 №12-55/2023, возвращении дела на новое рассмотрение, настаивая на отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Гуляев И.А., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражений не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Основанием для привлечения Гуляева И.А. к административной ответственности по указанной статье послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи городского суда выводы о том, что 27.02.2023 в 12 часов 07 минут в здании ОГИБДД г. Сыктывкара по адресу: г. Сыктывкар, м. Дырнос, д. 5 он отказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции прекратить осуществление фото и видео съемки, не препятствовать выполнению служебных обязанностей в части осуществления пропускного режима на охраняемый объект.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья вышестоящей судебной инстанции установил, что доказательств, свидетельствующих о законности требований сотрудника полиции вследствие отсутствия доказательств самого факта осуществления противоправных действий, материалы дела не содержат.
С учетом фактических обстоятельств дела выводы судьи Верховного суда Республики Коми сомнений не вызывают, оснований для признания незаконным вынесенного им решения не имеется. Принимая обжалуемое решение, судья обоснованно исходил из следующего.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции»), определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28).
В соответствии с пунктами 2, 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции»), в числе иных на полицию возложены обязанности: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В силу пунктов 1, 2, 8, 13 части 1 статьи 13 названного Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Частями 3, 4 статьи 30 указанного Закона установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении жалобы защитника Гуляева И.А. на постановление судьи городского суда установлено, что какие-либо доказательства осуществления видеосъемки в материалы дела не представлены, личный досмотр Гуляева И.А. не проводился, телефон не изымался, имеющиеся записи не просматривались, видеозапись, имеющаяся в материалах дела, не подтверждает факт осуществления Гуляевым И.А. видеосъемки, на ней зафиксированы лишь требования сотрудников ГИБДД прекратить съемку, а не факт ее осуществления.
Изложенное не позволяло проверить законность требования сотрудника полиции, поскольку доказательств ведения Гуляевым И.А. видеосъемки, осуществления им противоправных действий, о прекращении которых было отдано требование сотрудником полиции, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах и, принимая во внимание положения означенной нормы, судья Верховного суда Республики Коми обоснованно указал, что в рассматриваемом случае невозможно сделать безусловный вывод о том, что наличие состава вмененного Гуляеву И.А. административного правонарушения в его действиях является доказанным, и отменил постановление судьи городского суда с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол судебного заседания Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31.07.2023 по гражданскому делу №2-5834/2023 не опровергает вышеприведенные выводы. На данной стадии производства по делу устранение допущенного нарушения и сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, невозможно.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, позволяющих должностному лицу, направившему дело на рассмотрение судье, при обжаловании вступивших в законную силу судебных актов представлять дополнительные доказательства с целью устранения нарушений, допущенных при оформлении документов на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Устранение недостатков, если они не могут быть восполнены при рассмотрении дела, осуществляется в ином порядке в случае, если на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в соответствии в пунктом 4 статьи 29.4 названного кодекса.
По смыслу положений статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии пересмотра вступивших в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях судья проверяет законность и обоснованность означенных актов, исходя из доводов, изложенных в жалобе (протесте) и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу (протест), на основании имеющихся в материалах дела доказательств и установленных предыдущими судебными инстанциями фактических обстоятельств дела, не осуществляя при этом сбор дополнительных доказательств, их исследование и оценку.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.3 названного Кодекса, составляет 90 календарных дней.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Гуляева И.А. дела об административном правонарушении, имели место 27.02.2023.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, его виновности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Учитывая изложенное, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Верховного суда Республики Коми от 05.04.2023 №12-55/2023, состоявшееся в отношении Гуляева Игоря Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу врио заместителя начальника полиции (по ООП) УМВД России по г.Сыктывкару ФИО8 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции