Дело № 2-1536/2023
УИН – 91RS0004-01-2023-001581-62
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 ноября 2023 года <адрес>
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Захарова А.В.,
при секретаре судебного заседания – Щербаковой Е.В.,
с участием: помощника прокурора <адрес> Республики Крым – Ореховой А.В.,
лица, в интересах которого обратился прокурор с исковыми требованиями – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Крым Бродского С.И. в интересах ФИО2 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании осуществить перерасчёт пенсии,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Крым Бродского С.И. в интересах ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании ответчика произвести перерасчёт пенсии ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учётом заработной платы за период трудовой деятельности в дочернем предприятии «Строительно-монтажное управление «Лозоваягазстрой» по архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года в украинских карбованцах, с ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года в гривнах; об обязании отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчёт назначенной страховой пенсии ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.
Поданное прокурором <адрес> Республики Крым Бродским С.И. исковое заявление мотивировано тем, что ФИО2 обратилась в прокуратуру с заявлением о нарушении права на пенсионное обеспечение, представительстве её интересов. Проверкой установлено, что ФИО2 является получателем пенсии по старости, и она (ФИО2) обращалась в клиентскую службу (на правах отдела) в <адрес> отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о перерасчёте размера пенсии, предоставив архивную справку № от ДД.ММ.ГГГГ Архивного отдела Лозовского городского совета <адрес> Украины о заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в дочернем предприятии «Строительно-монтажное управление «Лозоваягазстрой». По результатам рассмотрения заявления и документов отделом установления пенсии № управления установления пенсий отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в пересчёте размера пенсии по заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года из-за отсутствия указания в архивной справке денежных единиц. Полагает прокурор, что отсутствие в справке о заработной плате указания на денежную единицу не является препятствием к зачёту указанной справки, так как наименование денежной единицы – факт общеизвестный и потому не подлежит доказыванию, достаточно указание на правовой акт о введении в обращение национальной валюты.
Помощник прокурора <адрес> Республики Крым Орехова А.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ лицо, в интересах которого обратился прокурор с исковыми требованиями – ФИО2 исковые требования поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик – отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела отделение извещалось судебной повесткой, от представителя ответчика – Татаринцева Д.В. ДД.ММ.ГГГГ в Алуштинский городской суд Республики Крым поступили письменные пояснения на настоящее исковое заявление, в соответствии с которыми представитель ответчика при рассмотрении данного дела считал необходимым руководствоваться положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>» (далее – Закон №ФЗ), который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась с заявлением о перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, к которому представила спорную справку о заработной плате. Также к указанному заявлению истцом был представлен паспорт гражданки РФ, согласно которому в него были внесены данные о регистрации по месту жительства (снята с учёта ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, указан адрес регистрации: <адрес> <адрес>). Указанное (наличие регистрации на территории ДНР) является основанием для осуществления перерасчёта размера пенсии, в том числе включения в расчёт стажа периодов работы на территории Украины после ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Закона № 17-ФЗ. Представитель ответчика указывает на то, что перерасчёт размера пенсии осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ, что предусмотрено ст.ст. 2 и 4 Закона № 17-ФЗ, в связи с чем требование в иске об осуществлении перерасчёта с ДД.ММ.ГГГГ считает необоснованным. В предоставленной истцом архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № о заработной плате денежные единицы не указаны. Так как работа в указанный период осуществлялась истцом за пределами Российской Федерации, произвести перерасчёт страховой пенсии по старости на основании данных по справке невозможно при отсутствии данной информации. Не позволяет самостоятельно осуществить работниками отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> перерачёт пункт 10 Указаний Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших <адрес> ССР», в связи с этим считает (представитель Татаринцев Д.В.) обжалуемые действия в части невключения данных о заработной плате за период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ правомерными. Кроме того, представитель ответчика – Татаринцев Д.В. просил провести судебное заседание по делу без участия представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел данное дело при указанной явке.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> Республики Крым, лицо, в интересах которого обратился прокурор с исковыми требованиями – ФИО2, изучив материалы гражданского дела, письменные пояснения представителя ответчика, а также материалы выплатного дела, установил следующее.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении пенсии (согласно выплатному делу). В подтверждение своего пенсионного стажа ею была предоставлены: трудовая книжка, свидетельства о рождении, браке, расторжения брака, смерти. То есть при первоначальном обращении справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ и справка архивного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялись работникам отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ она представила в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> справку о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ и справку архивного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, однако ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение отдела установления пенсий № управления установления пенсий отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> №, согласно которому ФИО2 отказано в пересчёте размера пенсии по заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года из-за отсутствия указания в представленной архивной справке денежных единиц (л.д. 9, а также выплатное дело).
Из содержания архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Архивным отделом Лозовского городского совета <адрес> Украины, следует, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года являлась работником дочернего предприятия «Строительно-монтажное управление «Лозоваягазстрой»», при этом вид денежных единиц, в которых производились начисления заработной платы, в справке не указан (л.д. 7, а также выплатное дело).
По записям в трудовой книжке ФИО2 она с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу главным бухгалтером в Акционерное малое предприятие «Лозоваягазстрой», ДД.ММ.ГГГГ переведена ведущим бухгалтером-финасистом, а ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (л.д. 10, копия трудовой книжки в выплатном деле).
В заявленном иске прокурор <адрес> Республики Крым просит обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчёт с ДД.ММ.ГГГГ пенсии ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учётом заработной платы за период трудовой деятельности в дочернем предприятии «Строительно-монтажное управление «Лозоваягазстрой»» по архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года в украинских карбованцах, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в гривнах.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд применяет следующие нормы закона.
На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Также каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации), право на пенсионное обеспечение (ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 39, ч. 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона – Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Порядок исчисления расчётного размера страховой пенсии определён пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым расчётный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путём их конвертации в расчётный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 год по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключённым между государствами участниками СНГ 13 марта 1992 года, гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого государства – участника Соглашения (пункт 2 статьи 6 Соглашения). Статьёй 6 указанного Соглашения предусмотрено правило, согласно которому в случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения (перерасчёта) пенсии.
Сам порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств – бывших республик СССР, регулировался Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших <адрес> ССР». В соответствии с пунктом 11 Указания при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств – бывших <адрес> ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учётом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке. При этом Министерство разъясняет, что в этом случае принимается во внимание, что национальная валюта являлась единственным платёжным средством на территории этого государства.
Вместе с тем Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» было денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве ДД.ММ.ГГГГ. Настоящий Федеральный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с учётом ст. 13 Соглашения и вступления Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ на дату обращения Борисовой Л.К. в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении пенсии – Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» уже не действовало.
Однако с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>». Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 17-ФЗ он (настоящий Федеральный закон) устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес> по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (ДД.ММ.ГГГГ) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях <адрес> и <адрес> в период с 24 февраля по ДД.ММ.ГГГГ и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств. В части 2 ст. 1 Закона № 17-ФЗ указано, что с ДД.ММ.ГГГГ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес> пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В части 1 ст. 2 данного закона регламентировано, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с ДД.ММ.ГГГГ, при обращении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на двенадцать месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за установлением, пересмотром пенсии и (или) иной выплаты, устанавливаемой к пенсии, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчёта размера дополнительного социального обеспечения. Из содержания ч. 2 ст. 2 Закона № 17-ФЗ следует, что постоянное проживание гражданина Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> или <адрес> подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории по состоянию на указанную дату либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом). В части 2 ст. 4 Закона № 17-ФЗ также регламентировано, что перерасчёт размера пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчёте размера пенсии. При этом в случае обращения за перерасчетом размера пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчёт размера пенсии осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ. Статьей 5 Закона № 17-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территориях <адрес> и <адрес> в период с 30 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, а в организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до ДД.ММ.ГГГГ, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле. В части 2 статьи 6 Закона № 17-ФЗ указано, что в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины – гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на ДД.ММ.ГГГГ (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице – купонах, при установлении, пересмотре пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1. В части 3 этой статьи закона отражено, что среднемесячный заработок (доход), предусмотренный настоящей статьей, подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями такой заработок граждан не подтверждается. Отдельно в ч. 1 ст. 12 Закона № 17-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации гарантировать гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Донецкой Народной Республики, реализацию права на пенсионное обеспечение. Вместе с тем такая реализация права возможна только с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно паспорту гражданки Российской Федерации серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ в МВД по Рсепублик Крым, ФИО2 числится зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> <адрес>. Также имеется отметка о регистрации по месту жительства: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из Указа Президента Украины от 07.11.1992 № 549/92 «О реформе денежной системы Украины», с 23 часов 00 минут 12.11.1992 единым законным средством платежа на территории Украины стал украинский карбованец. А Указом Президента Украины № 762/96 «О денежной реформе в Украине» Национальному Банку было поручено с 02.09.1996 ввести в обращение гривневые банкноты и монеты, и прекратить эмиссию купонов многоразового использования. Данные обстоятельства являются общеизвестными и доказыванию не подлежат.
Руководствуясь указанными выше нормами закона при разрешении спора, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к учёту отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> архивной справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу особенностей регулирования пенсионного обеспечения на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ указанные в справке сведения о заработной плате должны учитываться соответствующим органом в национальной валюте независимо от того – прямо указано работодателем наименование национальной валюты, введённой до начала спорного периода, либо оно отсутствует. Данный вывод основан на оценке доказательств, произведённой по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения. Таким образом, суд полагает, что отсутствие в справке № от ДД.ММ.ГГГГ указания на денежную единицу не является препятствием к зачёту указанной справки, поскольку эти данные (денежные единицы, действовавшие на тот момент) общеизвестны, установлены выше приведёнными нормативно-правовыми актами, поэтому необходимо считать начисленной заработную плату ФИО2: ДД.ММ.ГГГГ – в украинских карбованцах, а с ДД.ММ.ГГГГ года – в гривнах. Предусмотренных законом оснований не учитывать данную справку при назначении пенсии у ответчика не имелось, её содержание может повлиять на размер установленной истцу пенсии, она составлена на основании первичных бухгалтерских документов, заверена подписью начальника архивного отдела Лозовского городского совета, а также скреплена печатью организации, с учётом чего должна быть учтённой, соответственно, исковые требования прокурора г. Алушты Республики Крым в данной части – подлежащими полному удовлетворению.
Исковое требование о перерасчёте размера пенсии ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ суд считает необходимым удовлетворить частично, указав на обязанность отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчёт пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ранее вступления в законную силу Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ перерасчёт пенсии на основании него невозможен, а в данном случае только данным нормативным актом возможно восстановление ФИО2 в правах на надлежащий размер пенсии.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора города Алушты Республики Крым Бродского Сергея Ивановича в интересах Борисовой Лидии Константиновны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым об обязании осуществить перерасчёт пенсии – удовлетворить частично.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчёт пенсии ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учётом заработной платы за период трудовой деятельности в дочернем предприятии «<адрес>» по архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года – в украинских карбованцах, а с ДД.ММ.ГГГГ года – в гривнах.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчёт назначенной страховой пенсии ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Захаров А.В.