24RS0002-01-2023-001973-85
2-2347/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2023 года
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лучиной Н.Б.
с участием представителя истца помощника Ачинского городского прокурора Картышовой Е.А.,
при секретаре Короблевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению « Детский сад комбинированного вида №», управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить условия обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов, путем оборудования систем видеонаблюдения и оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению « Детский сад комбинированного вида №» (далее по тексту МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №», Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить условия обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов, путем оборудования систем видеонаблюдения и оповещения, и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения. Требования мотивированны тем, что Ачинским городским прокурором была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности дошкольного образовательного учреждения, согласно комиссионному акту обследования, установлено, что в детском дошкольном учреждении отсутствует система видеонаблюдения и система голосового оповещения. ( л.д. 3-6)
ДД.ММ.ГГГГ Ачинский городской прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил обязать МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, путем оборудования объекта (здания), расположенного по адресу: <адрес>, по адресу: <адрес>, № системами видеонаблюдения и оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами ( средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц,/ находящихся на объекте ( территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций.
Обязать Управление образования администрации <адрес> профинансировать обеспечение безопасных условий обучения в МБДОУ « детский сад комбинированного вида №» в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. №, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ( л.д.57-61).
Определением суда от 05.06.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне привлечено Министерство образования <адрес> ( л.д.27).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ,г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация <адрес> края ( л.д.62).
В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского городского прокурора Картышова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что ранее в адрес ответчика Ачинским городским прокурором выносилось представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены, в связи с чем, просила заявленные исковые требования с учетом уточнений удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №» Арканникова Л.В., действующая на основании приказа от 12.12.2020г. №-л ( л.д.55), а также распоряжения администрации <адрес> №-р от 08.12.2020г. ( л.д.54), о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом ( л.д.97,98), в судебное заседание не явилась, ранее представила отзыв, согласно которого против удовлетворения иска не возражала, подтвердив, что выявленные проверкой нарушения требований к антитеррористической защищенности образовательного учреждения до настоящего времени не устранены. Сообщила, что учреждением с целью устранения нарушений были получены коммерческие предложения и многократно направлялись заявки на выделение лимитов денежных средств в адрес учредителя Управления образования администрации <адрес>. В данное время потребность в денежных средствах на установку систем видеонаблюдения и оповещения составляет 952890,00 руб. и оплата ЧОП примерно 1048663,20 руб. Учитывая, что все образовательные организации работают в рамках лимитов бюджетных обязательств в 2023 году, исполнить работу по антитеррористическому оснащению не представляются возможным, поскольку средства для оснащения антитеррористической защищенности в бюджет 2023 года не заложены. Следовательно, исполнить требования истца в рамках исполнения в течении 3-х месяцев не представляется возможным, просила суд при принятии решения рассмотреть вопрос о предоставлении срока для исполнения требований прокурора в 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу ( л.д. 40-42).
Представитель ответчика Управления образования администрации <адрес> Барышников К.В., действующий на основании доверенности от 01.06.2023г. (л.д. 33), о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.97). в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв, согласно которого по исковым требованиям прокурора возражал частично, считал указанный истцом срок исполнения Управлением образования администрации <адрес> спорной обязанности в шесть месяца со дня вступления решения суда в законную силу необоснованным, поскольку в настоящее время возможность дополнительного выделения денежных средств для дошкольных учреждений отсутствует ( л.д. 31).
Представитель третьего лица администрации <адрес>, министерства образования <адрес> уведомленный о дате и времени слушания дела ( л.д.97) судебным извещением (л.д. 19), в зал суда не явились, ходатайств. заявлений и возражений не представили.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу является общедоступной и была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Ачинского городского суда <адрес> achinsk.krk@sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство», подраздел «Производство по гражданским и административным делам»).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Статья 165.1 ГК РФ предусматривает, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).
Суд принял предусмотренные законом меры по извещению ответчика о судебном заседании. Действия ответчика в виде неявки в судебное заседание судом расценены как избранный им способ реализации процессуальных прав, который не может являться причиной задержки рассмотрения дела по существу, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца помощника Ачинского городского прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации дети находятся под защитой государства.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу ст.2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (ст. 5.2. ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии со ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Подпунктом 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 определено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 25 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
Как следует из материалов дела, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» является юридическим лицом, зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на основании Устава (л.д. 43-50).
В соответствии с п. 1.1, 1.4, 1.6 Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» является дошкольной образовательной организации с местом нахождения <адрес> Учредителем образовательной организацией является муниципальное образование <адрес>, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя – управление образования администрации <адрес> ( п. 1.10 Устава).
В отношении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» 25.10.2022г. была проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, антитеррористической защищенности объектов, о противодействии экстремизму и терроризму, в ходе которой было установлено, что в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» в зданиях детского сада по адресу <адрес> отсутствует система видеонаблюдения и голосового оповещения, управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения. ( л.д.20).
По результатам проверки Ачинским городским прокурором на имя заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» 31.10.2022г. было внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности (л.д.8-11).
В ответе на представление заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» 26.04.2023г. сообщила, что на поданное в 2022 году ходатайство на оборудование образовательного учреждения средствами антитеррористической защищенности, по состоянию на 26.04.2023г., финансирование предоставлено не было ( л.д. 21,22)
Согласно ст. 9 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования Ачинского городского прокурора об обязании МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № путем оборудования здания по адресу <адрес>, микрорайон 1, строение 53 системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; путем оборудования здания по адресу <адрес>, <адрес> системой видеонаблюдения.
Кроме того, суд принимает во внимание, что "Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1.13, 2.2.3, 3.1, 3.3 Положения об управлении образования администрации города Ачинска, утвержденного Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 31 мая 2016 г. № 11-56р Управление осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций в соответствии с правовыми актами города, в том числе формирование и утверждение муниципальных заданий для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска; определение объема субсидий и субвенций на выполнение муниципального задания для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска, бюджетных инвестиций для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска. При этом Управление осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Ачинска в установленном законодательством порядке в соответствии с федеральными законами и законами Красноярского края (л.д.73-82).
Целью деятельности Управления, в том числе, является обеспечение контроля за целевым использованием денежных средств (в том числе субсидий) образовательными организациями города Ачинска, в отношении которых Управление выступает главным распорядителем денежных средств (субсидий) для выполнения муниципальных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций города Ачинска.
Следовательно, с учетом недостаточности у МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» лимитов бюджетных средств для исполнения указанных прокурором требований закона, необходимость для органа местного самоуправления и главного распорядителя бюджетных средств в будущем предусмотреть в местном бюджете и выделить необходимые денежные средства с учетом требований федеральных законов и изданных в их исполнение нормативных правовых актов на обеспечение безопасности образовательного учреждения, учредителем которого является Управление образования администрации г. Ачинска, а собственником имущества - муниципальное образование г. Ачинск, согласуется с положениями ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителей ответчиков о том, что в бюджете города на 2023 год денежные средства на указанные цели не предусмотрены, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокуратурой защищаются права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе и малолетних детей, а также сотрудников во время пребывания в образовательном учреждении, формирование бюджета с учетом расходов на эти цели является обязанностью уполномоченного подразделения органа местного самоуправления со дня принятия Постановления Правительством РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
Таким образом, поскольку МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» до настоящего времени не оборудовано необходимыми системами видеонаблюдения и речевого оповещения, суд считает необходимым удовлетворить требования Ачинского городского прокурора, обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, оборудовать здание учреждения системами видеонаблюдения, оповещения, управления эвакуацией, обязать Управление образования администрации г. Ачинска выделить финансирование МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» на обеспечение выполнение требований антитеррористической защищенности объекта образования.
При этом, предложенный истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №», Управлению образования администрации г. Ачинска со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным и считает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ предоставить ответчикам срок исполнения решения суда в 6 месяцев и 3 месяца соответственно.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № » в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу <адрес> в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 путем оборудования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» системами видеонаблюдения, оповещения, управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Обязать Управление образования администрации <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению безопасных условий обучения в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд.
Судья : Н.Б. Лучина
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2023 года.