ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-734/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 16 февраля 2023 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу защитника администрации Ангарского городского округа Макуха Е.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 20 июня 2022 г., решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 12 сентября 2022 г., вынесенные в отношении Администрации Ангарского городского округа, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 20 июня 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 12 сентября 2022 г., администрация Ангарского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник администрации просит об изменении постановления и решения, приводя доводы их незаконности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, помимо прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что в рамках служебного задания на основании ч.3ст.56, ч.2 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020г проведено контрольное (надзорное) мероприятие «Выездное обследование» (ст. 75 ФЗ 248) - 20 июня 2022г в 15:10час, в ходе проведения инструментального обследования (ст.82 ФЗ 248) улично-дорожной сети города Ангарска, на улице Мичурина, на участке от ул. Чапаева до ул. Иркутская выявлены дефекты покрытия проезжей части, а именно: наличие выбоин размером 120 см*8 см*1,44 кв.м., 40 см*7,5 см*0,28 кв.м., 40 см*9 см*0,28 кв.м.., 110 см*9 см*0,66 кв.м., что является нарушением требований п. 5.2.4, ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Изложенное явилось основанием для привлечения администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Оставляя без изменения постановление о назначении администрации административного наказания по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, городской суд пришел к выводу о том, что Федеральный закон № 248-ФЗ, на основании которого выполнено служебное задание, для целей настоящего ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится, в том числе мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Суд сделал вывод о том, что из материалов дела следует, что нарушения были выявлены должностным лицом в рамках осуществления полномочий по контролю за эксплуатационным состоянием дорог и признал доводы жалобы о проведении обследования с нарушением выше приведенного закона не обоснованными.
Из обжалованного решения следует, что судом допущены противоречия выводов как в части оснований проведения проверки, так и обстоятельств выявления нарушения.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Вопреки выводам городского суда, должностным лицом выявлено не соблюдение законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Ангарского городского округа на основании служебного задания, выданного в рамках Федерального закона Российской Федерации № 248-ФЗ от 31.07.2020г «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. Следовательно выводы суда в указанной части противоречат материалам дела.
Вместе с тем, из материалов дела не следует в рамках какой конкретно проверки (плановой, внеплановой) были осуществлены данные мероприятия.
В соответствии с п.9 Положения, государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: организации и проведения плановых и внеплановых проверок контролируемых лиц по реализации ими полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок (п.10).
При этом необходимо иметь ввиду, что п.1 постановления Правительства Российской Федерации № 336 от 10.03.2022г «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
При рассмотрении дела судебные инстанции указанных обстоятельств не устанавливали и доказательств в полном объеме не исследовали.
Кроме того, судами не применено действующее законодательство, подлежащее применению.
Согласно пунктов 1,2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021г № 1101, настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор).
Предметом федерального надзора в области безопасности дорожного движения являются, в том числе требования к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения.
Должностные лица, указанные в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, пользуются правами, указанными в пункте 7 настоящего Положения, а также в пределах своей компетенции правами, установленными соответственно Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", а также положением о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии, утвержденным директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации (п.8).
Названным Положением предусмотрены условия и основания проведения проверок.
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями не учтены приведенные выше положения, обстоятельства дела с учетом требований Закона не устанавливались и не проверялись.
Согласно п.11 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998г № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», на Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; з) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях; л) осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения; н) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.
Надзор и контроль за деятельностью Госавтоинспекции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.13).
Согласно служебного задания от 20.06.2022г следует, что основанием для государственного контроля за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог и т.п., явилось: ст.11 Указа Президента РФ № 711 от 15.06.1998г. Однако при его исполнении подлежали соблюдению требования Федерального закона № 248-ФЗ от 31 июня 2020г, а также Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения.
При рассмотрении жалобы на постановление о назначении администрации административного наказания городскому суду следовало учесть требования действующего законодательства, истребовать доказательства, имеющие значение для дела в полном объеме, правильно установить обстоятельства дела.
Таким образом, судом допущены существенные нарушения норм процессуального права, влекущие отмену принятого по делу решения.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника администрации Ангарского городского округа Макуха Е.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 12 сентября 2022 г., вынесенное в отношении администрации Ангарского городского округа, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ- отменить.
Дело возвратить в Ангарский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение.
Судья С.Н. Михеева