ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3638/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 19 июля 2023 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Руснака Г.А. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Новосибирска, и.о. мирового судьи судебного участка № 1-8 Дзержинского судебного района г. Новосибирска, от 26 февраля 2023 г., вынесенное в отношении Булдакова Валерия Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Новосибирска, и.о. мирового судьи судебного участка № 1-8 Дзержинского судебного района г. Новосибирска, от 26 февраля 2023 г. Булдаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного ареста на срок 10 суток.
Указанное постановление в порядке ст.ст. 30.1 - 30.6 КоАП РФ не пересматривалось и вступило в законную силу.
В жалобе инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО5, просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, считая его незаконным.
Булдаков В.А., извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы на указанное постановление, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Частью 1 статьи 264.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения» разъяснено, что ответственность по статье 264.1 УК РФ наступает при условии, если на момент управления транспортным средством в состоянии опьянения водитель является лицом, подвергнутым административному наказанию по части 1 или 3 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии опьянения или по ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного ч.ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ. При этом следует иметь в виду, что лицо, привлекаемое к ответственности, может отвечать как одному из указанных условий, так и их совокупности (п. 10.3 постановления Пленума).
В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. В связи с этим суду надлежит выяснить, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по ч. 1 или 3 ст. 12.8 или по ст. 12.26 КоАП РФ и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ (п. 10.4 постановления Пленума).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Булдакова В.А. к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении выводы о том, что 25 февраля 2023 г. в 04 час. 10 мин. по адресу: г. Новосибирск, <адрес> он, не имея права управления транспортными средствами, находясь в состоянии опьянения, управлял транспортным средством.
Однако, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей не учтено следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из представленных материалов следует, что ранее постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ордынского судебного района Новосибирской области от 28 августа 2019 г., вступившим в законную силу 27 сентября 2019 г., Булдаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
Между тем, признавая Булдакова В.А. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, мировой судья не выяснил, было ли исполнено наказание, назначенное постановлением от 28 августа 2019 г.; считался ли Булдаков В.А., с учетом положений ст.ст. 4.6, 31.9, 32.7 КоАП РФ, подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ на момент управления им транспортным средством в состоянии опьянения 25 февраля 2023 г.; имелись ли основания для прекращения производства по делу в порядке п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, законным признать нельзя, поэтому оно подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенные нарушения и принять обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО6 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Новосибирска, и.о. мирового судьи судебного участка № 1-8 Дзержинского судебного района г. Новосибирска, от 26 февраля 2023 г., вынесенное в отношении Булдакова Валерия Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить мировому судье на новое рассмотрение.
Судья Д.В. Недорезов