Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-586/2023 ~ М-65/2023 от 16.01.2023

    Дело № 2-586/2023

    УИН – 91RS0004-01-2023-000091-70

    РЕШЕНИЕ

    именем Российской Федерации

    3 июля 2023 года                     <адрес>

    Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

    председательствующего судьи – Захарова А.В.,

    при секретаре судебного заседания – Щербаковой Е.В.,

    с участием: представителей ответчика - Администрации <адрес> – начальника юридического управления Стеблина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления Павлова Е.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя ответчика Ашастиной З.И. – адвоката Курточкина Ю.Н., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> Республики Крым к Ашастиной З.И. с указанием третьих лиц – Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о сносе самовольно возведённого строения,

    УСТАНОВИЛ:

    Глава Администрации <адрес>ёва Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Ашастиной З.И. с указанием третьих лиц – Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об обязании ответчика снести самовольно возведённый объект капитального строительства площадью 183 кв.м с кадастровым номером расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения данной обязанности по решению суда в течение установленного срока, предоставить Администрации <адрес> право осуществить действия по сносу данного самовольно возведённого объекта недвижимости с последующим взысканием расходов с ответчика.

Своё исковое заявление Глава Администрации <адрес>ёва Г.И. мотивировала тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства было установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего Ашастиной З.И., расположен 2-хэтажный объект капитального строительства, который не соответствует предельным параметрам разрешённого строительства, а именно: минимальный отступ от объекта капитального строительства с кадастровым номером до границы земельного участка с кадастровым номером составляет: с северной стороны – менее 2,9 м, минимальный отступ от границы земельного участка, отделяющий данный земельный участок от территории общего пользования (дороги) спорного объекта недвижимости с западной стороны, составляет менее 3,3 м. Считает, что ответчик возвёл объект недвижимости в виде жилого дома в нарушение п. 38 ст. 1 ГрК РФ и ст. 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> Республики Крым.

    В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Ашастиной З.И. – адвокат Курточкин Ю.Н. возражал против удовлетворения заявленных истцом требований. Пояснил, что его доверительница обращалась в 2018 году в управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> относительно предоставления информации о гранично-допустимых параметров застройки земельного участка с кадастровым номером , в ответе от ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления градостроительства и архитектуры Тихоновым В.Ю. было разъяснено о необходимости минимальных отступов: жилого дома от красной линии улиц – 3 м и от границ участка до жилых домов также 3 м, с учётом чего и было возведено Ашастиной З.И. здание капитального строительства в 2018 году, регистрация права собственности состоялась значительно позднее. С поступившим от Администрации <адрес> иском к его доверительнице он (Курточкин Ю.Н.) не согласен, считает его необоснованным, просит в его удовлетворении отказать.

    Истец – Администрация <адрес> Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечила, о дате, времени и месте рассмотрения дела учреждение извещалось судебной повесткой, от представителя истца – Павлова Е.А. в суд поступило ходатайство, в котором он просил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя истца.

    Третьи лица – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку своих представителей в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судебными повестками, каких-либо заявлений-ходатайств относительно рассмотрения настоящего гражданского дела не направили.

    На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при указанной явке.

    Выслушав представителя ответчика, исследовав в полном объёме материалы гражданского дела, выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск Администрации города Алушты Республики Крым не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

    В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. Также пунктом 2 части 1 статьей 40 ЗК РФ предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно части 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счёт.

    Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов закреплено статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом об организации местного самоуправления и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом. Из содержания пункта 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ следует, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим её лицом либо за его счёт. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нём данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

    Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В соответствии с подпунктом 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

    Согласно разъяснениям, приведённым в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или её сохранении необходимо установить, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаёт ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан; на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку; в то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

    В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, разъяснено, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о её сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

    Статья 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

    Из приведённых выше положений норм закона и разъяснений в их взаимосвязи следует, что необходимость сноса самовольной постройки связывается законом как с соблюдением требований о получении необходимых в силу закона согласований, разрешений на её строительство, так и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду её несоответствия требованиям безопасности, несоблюдения градостроительных и строительных норм и правил при её возведении и возможности нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, в частности прав смежных землепользователей, правил землепользования и застройки и т.д. Данные обстоятельства являются юридически значимыми по делам по спорам, связанным с самовольной постройкой, и подлежащими установлению и определению в качестве таковых судом в силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    По результатам рассмотрения гражданского дела судом установлено следующее.

    Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ашастиной З.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована правообладателем земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 1 000 +/- 11 кв.м, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства. Дата регистрации права собственности – ДД.ММ.ГГГГ. В пределах этого кадастрового номера расположен объект недвижимости с кадастровым номером . Из выписки на этот объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что это жилой дом площадью 183 кв.м, с годом завершённого строительства – 2021, с количеством этажей – 2, дата регистрации права собственности за Ашастиной З.И. ДД.ММ.ГГГГ. Из копий регистрационных дел усматривается, что Курина Е.А., собственница земельного участка 1 000 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в районе ВПВКГ, на основании свидетельства о праве собственности на надвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, продала его (земельный участок) по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ашастиной З.И.. В п. 1.3 договора купли-продажи указано, что земельный участок свободен от каких-либо строений. ДД.ММ.ГГГГ в Алуштинский городской отдел Государственного комитета регистрации и кадастра Республики Крым обратилась представитель Ашастиной З.И. по доверенности – Ушатова И.Л. с целью регистрации здания площадью 183 кв.м. В рамках поданного заявления главным специалистом Алуштинского городского отдела Государственного комитета регистрации и кадастра Республики Крым направлен запрос в Администрацию г. Алушты о соблюдении собственником земельного участка правил землепользования и застройки при создании объекта недвидимости – жилого дома. На данный запрос ДД.ММ.ГГГГ за подписью Главы Администрации г. Алушты Огнёвой Г.И. дан ответ, что проверяемый жилой дом расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в городе и посёлке городского типа (Ж1-1(01)), в которой согласно Градостроительных регламентов ПЗЗ предусмотрено размещение земельных участков с видом разрешённого использования – «для индивидуального жилищного строительства». В соответствии со ст. 37 Градостроительных регламентов ПЗЗ данный вид включён в перечень основных видов разрешённого использования и предусматривает размещение жилого дома со следующими предельными параметрами разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальный отступ от красной линии улиц до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства – не менее 5 м; по санитарно-бытовым условиям минимальное расстояние от границ земельного участка до основного строения – 3 м. Согласно приложенной к межведомственному запросу документации минимальный отступ от рассматриваемого объекта недвидимости до границы земельного участка составляет с северной стороны – менее 2,9 м, минимальный отступ от границы земельного участка, отделяющей данный земельный участок от территории общего пользования до рассматриваемого объекта недвижимости с западной стороны составляет – менее 3,3 м, что не соответствует Градостроительным регламентам ПЗЗ для вида разрешённого использования – «для индивидуального жилищного строительства».

    После данной переписки по поводу регистрации права собственности на здание – жилой дом ДД.ММ.ГГГГ управлением муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым составлено уведомление о выявлении самовольной постройки по результатам проведённого ДД.ММ.ГГГГ внепланового выездного обследования на земельном участке с кадастровым номером (л.д. 4). В акте внепланового выездного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела муниципального земельного контроля управления муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым Суиновым И.Р. зафиксировано, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1 000 кв.м, с видом разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежащего на праве собственности Ашастиной З.И., расположен объект капитального строительства с кадастровым номером площадью 183 кв.м с назначением – жилой дом, этажностью – 2. Минимальный отступ от рассматриваемого объекта недвижимости (жилой дом) до границы земельного участка составляет: с северной стороны – менее 2,9 м; минимальный отступ от границы земельного участка, отделяющей данный земельный участок от территории общего пользования, и рассматриваемого объекта недвижимости с западной стороны составляет – менее 3,3 м (л.д. 5-6).

    Из протокола заседания Комиссии по вопросам выявления самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении двадцать первого вопроса принято решение о направлении материалов в юридическое управление Администрации <адрес> для обращения с иском в суд о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствии с установленными требованиями (л.д. 10-44).

    На запросы суда Главой Администрации <адрес>ёвой Г.И. ДД.ММ.ГГГГ представлены копии: заявления в управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> от представителя Ашастиной З.И. по доверенности – Ушатовой И.Л., зарегистрированного во входящей корреспонденции управления ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении справки относительно гранично-допустимых параметров застройки земельного участка площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; ответа заместителя начальника управления градостроительства и архитектуры Тихонова В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, где разъяснено о необходимости минимальных отступов жилых домов от красной линии улиц – 3 м и от границ участка до жилых домов также 3 м; схема расположения капитального строительства с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером Кроме того, в представленном суду ответе Главы Администрации г. Алушты Огнёвой Г.И. сообщено, что решением Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Алшута Республики Крым», в связи с чем указанные в ответе Ашастиной З.И. параметры в настоящий момент не актуальны.

    Из содержания представленной представителем Ашастиной З.И. – адвокатом Курточкиным Ю.Н. схемы расположения здания на земельном участке с кадастровым номером , подготовленной кадастровым инженером Полуэктовой Т.П., следует, что от северной границы земельного участке с кадастровым номером само здание расположено на расстоянии по крайним точкам – 4,14 м и 3,97 м соотвественно, а по выступающему элементу посередине (балкону) – 2,85 м и 2,86 м соответственно. С западной стороны земельного участке с кадастровым номером до объекта капитального строения с кадастровым номером расстояние по крайним точкам – 4,53 м и 4,59 м соотвественно, по выступающему элементу посередине (балкону) – 3,27 м и 3,29 м соответственно. С северной границы земельный участок с кадастровым номером граничит с другим земельным участком с кадастровым номером а с западной стороны земельного участка с кадастровым номером не имеется граничащих земельных участков, поставленных на кадастровый учёт и право собственности на которые зарегистрированы.

    Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд отмечает следующее.

    В иске Главы Администрации г. Алушты указано о нарушении минимального отступа от возведённого объекта строительства до северной границы земельного участка – менее 2,9 м, минимальный отступ от границы земельного участка, отделяющий данный земельный участок от территории общего пользования (дороги) спорного объекта недвижимости с западной стороны – менее 3,3 м. Таким образом, в иске отражено лишь два нарушения – несоблюдение минимального отступа от возведённого объекта строительства до границы земельного участка и минимального отступа от возведённого объекта строительства до красной линии улицы (а в связи с неустановлением красных линий улиц – фактически до границы земельного участка).

    Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

    Из толкования указанных норм процессуального права следует, что сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, а суд в свою очередь лишь по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств, тем самым суд как арбитр не может сам выступать стороной по делу и осуществлять сбор, выяснение наличия доказательств по рассматриваемому спору.

    На вопрос суда о наличии ходатайств о назначении по делу судебной комплексной землеустроительной и строительно-технической экспертизы участники процесса пояснили, что такого рода ходатайств не имеют. С учётом заявленных исковых требований, имеющейся переписки между Ашастиной З.И. и профильными структурными подразделениями Администрации г. Алушты – суд полагает, что участники процесса осознают риски непредоставления суду доказательств тех обстоятельств, что изложены в исковом заявлении, самостоятельно же суд не усматривает правовых оснований для сбора и выяснения наличия доказательств по рассматриваемому спору.

    Из материалов дела усматривается и в рамках рассмотрения настоящего спора подтверждено истцом (а именно предоставленными им материалами), что при обращении представителя Ашастиной З.И. – Ушатовой И.Л. заявительнице Ашастиной З.И. было дано разъяснение от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости минимальных отступов жилых домов от красной линии улиц – 3 м и от границ участка до жилых домов также 3 м. Эти разъяснения были даны с учётом действующего на тот момент решения Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Алшута Республики Крым».

    Суд полагает, что в отсутствие точных данных о дате осуществления строительства жилого дома (в договоре купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок свободен от каких-либо строений, само здание зарегистрировано в ЕГРН за Ашастиной З.И. ДД.ММ.ГГГГ, представитель истца Курточник Ю.Н. утверждает, что строительство было начато и завершено в 2018 году) это письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости минимальных отступов жилых домов от красной линии улиц – 3 м и от границ участка до жилых домов также 3 м позволяло Ашастиной З.И. возводить фундамент здания в соответствии с представленными ей органом местного самоуправления сведениями. Сам по себе факт возведения стен, монтажа крыши и тому подобное спустя время, а также факт регистрации права на законченное строение недвижимого имущества в более поздний срок, чем оно было фактически возведено – не может толковаться как нарушение собственником земельного участка и капитального строения требований ныне действующих Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алшута Республики Крым, при том, что до этого самим же органом местного самоуправления было разрешено осуществление строительства с определёнными параметрами (отступами по 3 метра от границ земельного участка).

    Также суд обращает внимание на значения заявленных размеров несоблюдения отступов от границ земельного участка. Из фототаблицы к акту осмотра, обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание с тех сторон, где органом местного самоуправления фиксировалось нарушение отступов от границ земельного участка, имело выступающий за контуры здания на уровне второго этажа балкон, не крытый, ограждённый парапетом. Эти же сведения – о наличии выступающих конструкций балконов содержатся в техническом плане, подготовленном кадастровым инженером Полуэктовой Т.П. и находящемся в копии регистрационного дела на жилой дом, а также в схеме расположения здания на земельном участке с кадастровым номером , подготовленной кадастровым инженером Полуэктовой Т.П. Из представленной схемы усматривается, что заявленные нарушения отступов от северной границы земельного участке с кадастровым номером отмерены от выступающего элемента посередине – на 2,85 м и 2,86 м соответственно, при том, что само здание расположено на расстоянии по крайним точкам – 4,14 м и 3,97 м соотвественно. То есть само здание без выступающего элемента в виде балкона расположено в соответствии с ныне действующими Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым. Возведённая же конструкция балкона, которая не укладывается в действующие нормативы Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алшута Республики Крым может нарушить только права собственника смежного земельного участка с кадастровым номером а не Администрации г. Алушты, однако собственник земельного участка с кадастровым номером в случае если посчитает, что его права этими обстоятельствами нарушены, не лишён возможности обратиться в суд с самостоятельными исковыми требованиями о демонтаже выступающей конструкции в виде балкона. Аналогично с западной стороны земельного участке с кадастровым номером объекта капитального строения с кадастровым номером расстояние по крайним точкам – 4,53 м и 4,59 м соотвественно, а по вступающему элементу посередине – 3,27 м и 3,29 м соответственно. С учётом представленного суду ответа заместителя начальника управления градостроительства и архитектуры Тихонова В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ – суд не считает это тем нарушением, которое безусловно влечёт снос всего объекта строительства с кадастровым номером

    При этом суд отмечает, что сами по себе отдельные нарушения градостроительных норм и правил не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица осуществившего её, тех нарушений, которые указаны в статье 222 ГК РФ. По смыслу статей 222, 304 ГК РФ снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

    Иных нарушений, кроме несоблюдения отступов от границ земельного участка до объекта капитального строения с кадастровым номером в исковом заявлении не приведено. Аналогично достаточных и достоверных доказательств существенного нарушений иных строительных, технических, противопожарных, санитарно-эпидемиологических, сейсмическим и иных норм и правил при возведении спорного объекта – суду не представлено (ходатайство о назначении по делу соответствующей экспертизы по делу стороны заявлять отказались), как и не представлено доказательств того, что сохранение постройки нарушает права и охраняемое законом интересы других лиц либо создаст угрозу жизни и здоровью граждан. Сам спорный объект расположен в границах земельного участка, находящегося в собственности ответчика, разрешённое использование земельного участка допускает строительство на нём объекта – жилого дома, существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц – суду не представлено и из имеющихся в деле доказательств не установлено. Из приведённых выше норм закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что самовольная постройка подлежит сносу только в том случае, если её сохранение нарушает права и охраняемые интересы других лиц, либо создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Такая угроза должна быть реальной, а не абстрактной, то есть основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и фактических обстоятельствах расположения строений в их взаимосвязи. В данном случае, доказательств наличия обстоятельств, безусловно свидетельствующих о реальной угрозе жизни и здоровью граждан, в материалах дела не содержится. Иных оснований, по которым указанный в иске объект подлежит сносу, истцом не заявлено и судом из представленных доказательств не установлено.

    При этом суд обращает внимание, что предметом заявленных исковых требований был снос самовольно возведённого объекта капитального строительства площадью 183 кв.м, расположенного на земельном участке с по адресу: <адрес>, при том, что по результатам полученных сведений из Алуштинского городского отдела Государственного комитета регистрации и кадастра Республики Крым строение с кадастровым номером расположено по адресу: <адрес>, <адрес> на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>. Истец не воспользовался правом дополнить либо изменить предмет иска в ходе рассмотрения настоящего дела, а суд не вправе выходить за пределы заявленных исковых требований. Сучётом всего вышеизложенного в удовлетворении заявленных исковых требований необходимо отказать.

    Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

                                                                    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

    РЕШИЛ:

    в удовлетворении искового заявления Администрации города Алушты Республики Крым к Ашастиной З.И. с указанием третьих лиц – Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о сносе самовольно возведённого строения – отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                Захаров А.В.

2-586/2023 ~ М-65/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г. Алшуты
Ответчики
Ашастина Зинаида Ивановна
Другие
Министерство жилищной политики и государственного надзора Республике Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Захаров Александр Владимирович
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
16.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2023Передача материалов судье
19.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.03.2023Предварительное судебное заседание
20.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.04.2023Предварительное судебное заседание
18.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.05.2023Предварительное судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее