Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-441/2024 (2-2191/2023;) ~ М-2285/2023 от 20.12.2023

Дело № 2-441/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2024 г.                                                                              г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,

при секретаре Бормотовой А.Р.

с участием представителя истца – помощника прокурора Ореховой А.В.,

представителя ответчика – Чернях В.В., действующего на основании доверенности от 30.11.2023 г. №,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Алушты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации г.Алушты Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Алушта Насрулаев А.А., действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Алушты Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Алушта проведена проверка требований федерального законодательства, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования городской округ Алушта. В соответствии с постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от 30.09.2022 №2673 сформирован и ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования городской округ Алушта. Контейнерная площадка на земельном участке по адресу: г. Алушта, с. Рыбачье, ул. Речная, в районе дома №49, собственником которой является Администрация г. Алушты Республики Крым, не оборудована в соответствии с требованиями саниатрно-эпидемиологического законодательства, а именно: на ней отсутствует твердое покрытие, уклон для отведения талых и дождевых сточных ввод, ограждение, обеспечивающее распространение отходов за пределы контейнерной площадки. В обоснование правовой позиции ссылается на ст.42 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства потребления», СанПиН 2.1.3684-21, ст.12 ГК РФ.

В судебном заседании представитель истца просила удовлетворить заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика исковые требования признал в части необходимости оборудования контейнерной площадки. Вместе с тем считал не подлежащим удовлетворению требования истца, в части установления шестимесячного срока со дня вступления в законную силу решения суда    для оборудования контейнерной площадки, ссылаясь на то, что 22.01.2024 г. между Администрацией г. Алушты Республики Крым и ФКУ «Исправительная колония №1 УФСИН по Республике Крым и Севастополю» заключен контракт № на благоустройство общественных территорий, в части обустройства 33 контейнерных площадок для сбора ТКО в муниципальном образования городской округ Алушта Республики Крым. Поскольку на 2024 г. средства из муниципального бюджета на указанные цели были выделены, ввиду отсутствия иных денежных средств, просит в случае удовлетворения исковых требований установить срок исполнения решения до конца 2025 г.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п.6 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, к какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Ст.ст.1,21,22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

В силу п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Из п.4 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.3 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Соответственно, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.3 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 №3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Требования к местам размещения контейнерных площадок, их оборудованию и оформлению определены разделом «Площадки для установки мусоросборников» (п.п. 3.12.14-3.12.17.5) Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённых решением Алуштинского городского совета от 22.12.2017 №33/211, где в п.13.4 отражено, что функции по контролю за соблюдением на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым осуществляют должностные лица администрации г. Алушты Республики Крым, уполномоченные в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, действующими на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой г. Алушты проверки исполнения соблюдения законодательства, регламентирующего организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды были выявлены факты нарушения оборудования мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе по адресу: г. Алушта, с. Рыбачье, ул. Речная, в районе дома №49.

Указанный факт подтверждается актом осмотра и фотоматериалами, из которых следует, что на спорном объекте, в нарушение требований пункта п.3 СанПиН 2.1.3684-21, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Постановлением администрации г. Алушты Республики Крым №2673 от 30.09.2022 г. утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Алушта.

23.03.2023 г. прокурор г. Алушты в адрес Главы Администрации г.Алушты направил представление об устранении нарушений требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления, на которое ответчиком дан ответ от 15.05.2023 г. о принятии во внимание указанных нарушений при проведении работ по благоустройству мест размещения ТКО.

22.01.2024 г. между МБУ «Управление благоустройства города и капитального строительства» и ФКУ «Исправительная колония №1 УФСИН по Республике Крым и г. Севастополю» заключен контракт №037502 на благоустройство общественных территорий, в части обустройства контейнерных площадок для сбора ТКО в муниципальном образовании городской округ Алушта Республики Крым, в количестве 33 штук в соответствии со схемой дислокации, где в перечне спорный объект отсутствует.

Акт министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 09.02.2024 №024/04.2-37/24/1072 свидетельствует, что контейнерная площадка по адресу: Республике Крым, г. Алушта, с. Рыбачье, ул. Речная, в районе дома №49 оборудована на открытом грунте, имеет подъездной путь. Ограждение, предназначенное для предупреждения распространения отходов за пределы контейнерной площадки отсутствует.

Сведения аналогичного содержания отражены в акте осмотра прокуратуры г. Алушта от 13.02.2024 г.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об организации им места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства по адресу: г.Алушта, с. Рыбачье, ул. Речная, в районе дома №49.

Установив приведенные обстоятельства применительно к вышеуказанным положениям нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований, поскольку непринятие мер по содержанию площадок для сбора твердых коммунальных отходов нарушает гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Принимая во внимание, что обязанность, возложенная на ответчика законом, Администрацией г. Алушты Республики Крым не исполнена, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Предложенный истцом шестимесячный срок для выполнения работ по организации места (площадки) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, суд считает разумным и достаточным.

Доводы ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования соответствующей строки расходов на указанные цели, не свидетельствуют о надлежащем выполнении администраций города своих полномочий в области обращения с ТКО и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска либо установлении срока исполнения решения суда, указанного ответчиком.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Алушты - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Алушты Республики Крым в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для накопления твёрдых бытовых отходов, расположенную на земельном участке по адресу: Республика Крым, г.Алушта, с. Рыбачье, ул. Речная, в районе дома №49 (географические координаты 44.777003, 34.60303), путем обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                        Т.Л. Захарова

Решение в окончательной форме изготовлено 16.02.2024 г.

2-441/2024 (2-2191/2023;) ~ М-2285/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Алушты
Ответчики
Администрация г. Алушты Республики Крым
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Захарова Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
20.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее