Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу №2-2315/2023 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
16RS0036-01-2023-003240-17
Дело №2-2315/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года город Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р.Булатовой,
при секретаре М.В.Хабибрахмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО13 к Сулеевскому сельскому исполнительному комитету Альметьевского муниципального района, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Шафигуллиной ФИО12 о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности,
установил:
В обоснование требований И.М.Галиев указал, что он владеет и пользуется зданием зерносклада, расположенным по адресу: <адрес>А более 15 лет. После распада производственного кооператива «Фрунзе», он (истец) стал заниматься личным подсобным хозяйством, выращивает КРС, сеет зерно, кормосмесь, обрабатывает земли сельхозназначения площадью более 50 га. Собранный урожай хранится на указанном зерноскладе. Он (истец) более 15 лет открыто и добросовестно фактически владеет зерноскладом, несет бремя содержания имущества, содержит прилегающий земельный участок в надлежащем состоянии. Претензии со стороны третьих лиц не предъявляются. В связи с тем, что правоустанавливающие документы на объект недвижимости на сегодняшний день не оформлены, истец вынужден обратиться в суд. В этой связи просит признать право собственности на зерносклад площадью 562,2 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>А.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, просили суд их удовлетворить.
Ответчик В.К.Шафигуллина (также претендующая на спорный объект недвижимости), ее представитель требования истца не признали, просили суд отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица – Комитета земельных и имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевскогомуниципального района Республики Татарстан против удовлетворения иска возражал.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Основанием возникновения гражданских прав является судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности, (ст. 8 ГК РФ).
Согласно п. п.п.1,2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст.219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения или другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с положениями п.1 ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя (п. 4 ст. 234 ГК РФ).
В п.п.15,16 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею. Это относится к случаям, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
С учетом изложенного, на истца возложено бремя доказывания наличия в совокупности следующих условий: добросовестности, открытости, непрерывности владения имуществом как своим собственным в течение 15 лет. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости 1970 года постройки (зерносклад) площадью 562,2 кв. м. расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>
Обосновывая свои требования истец указал, что он более 15 лет открыто и добросовестно фактически владеет зерноскладом, несет бремя содержания имущества, содержит прилегающий земельный участок в надлежащем состоянии. Претензии со стороны третьих лиц не предъявляются.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вопреки указанной норме, истцовой стороной не представлено доказательств (ни письменных, ни устных), подтверждающих добросовестность, открытость, непрерывность владения имуществом истцом как своим собственным в течение 15 лет.
Показания свидетеля ФИО4 о том, что истец более 15 лет пользуется спорным объектом недвижимости сами по себе, при отсутствии каких-либо иных доказательств, не могут служить основанием для удовлетворения требований истца, поскольку не свидетельствуют о добросовестности, открытости, непрерывности владения имуществом истцом как своим собственным в течение 15 лет.
Иного в судебном заседании не установлено, доказательств обратного не представлено.
При таком положении, учитывая отсутствие доказательств давности владения истцом спорным объектом недвижимости более 15 лет, оснований для удовлетворения иска ФИО6 не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО14 к Сулеевскому сельскому исполнительному комитету Альметьевского муниципального района, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Шафигуллиной ФИО15 о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Р.Р. Булатова
Копия верна
Судья Р.Р. Булатова
Решение вступило в законную силу «___»_____________2023 года
Судья