Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Алексеевская 04 сентября 2023 г.
Алексеевский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Медведицковой Н.А.,
с участием представителя истца Васильева В.В. – Ермилова Т.Ю., действующего в соответствии с доверенностью, представителя ответчиков Лукшина В.В., Лукшиной А.В. – Понихидкиной О.В., действующей в соответствии с доверенностью,
при секретаре судебного заседания Фроловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева В. В.ча к Лукшину В. В.чу, Лукшиной А. В. о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Лукшину В.В., Лукшиной А.В. в обоснование требований указав, что он на основании предварительного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ купил ? долю земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, за 30000 рублей у ФИО3 Основной договор должен быть заключен сторонами после оформления ФИО3 наследственных прав на земельные доли после ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, которая являлась ей тетей и дальнейшего возможного получения отказа от права преимущественной покупки от иных участников общей долевой собственности. Для оформления наследства ФИО3 в силу возраста наделила полномочиями покупателя Васильева В.В., о чем имеется доверенность от ДД.ММ.ГГГГ., и выдала доверенность на право выдела и продажи земельного участка. По сложившимся обстоятельствам, основной договор не был заключен в связи со смертью ФИО3 Ответчики вступили в наследство и зарегистрировали право на земельный участок истца на себя, заведомо зная о продаже земельного участка наследодателем.
У истца имеется предварительный договор купли-продажи, подписанный сторонами, и расписка о получении денег ФИО3 Обратиться в управление Росреестра для соответствующей государственной регистрации прав собственности на покупателя, не представляется возможным, так как правоустанавливающие документы для государственной регистрации права отсутствуют. По мнению истца объективным препятствием для государственной регистрации права собственности истца на приобретенную ? долю земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> является отсутствие регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю.
С целью урегулирования вопроса в досудебном порядке истцом ДД.ММ.ГГГГ были направлены уведомления в адрес ответчиков, в которых предлагалось подписать прилагаемый договор купли-продажи и явиться для сдачи его на государственную регистрацию в МФЦ, однако уведомления ответчики проигнорировали, в связи с чем, просит признать за Васильевым В.В. право общей долевой собственности на ? долю земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, местоположение <адрес>
Представитель истца Васильева В.В. - Ермилов Т.Ю., в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Истец Васильев В.В., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Ответчики Лукшин В.В. и Лукшина А.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Представитель ответчиков Понихидкина О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, поскольку срок для заключения основного договора купли-продажи, установленный в предварительном договоре, истек.
Третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, нотариус <адрес>, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно требованиям ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Основной договор должен быть заключен в срок, установленный в предварительном договоре, а если такой срок не определен, - в течение года с момента заключения предварительного договора (пункт 4 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что основной договор должен быть заключен в срок, установленный в предварительном договоре, а если такой срок не определен, - в течение года с момента заключения предварительного договора (пункт 4 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если в пределах такого срока сторонами (стороной) совершались действия, направленные на заключение основного договора, однако к окончанию срока обязательство по заключению основного договора не исполнено, то в течение шести месяцев с момента истечения установленного срока спор о понуждении к заключению основного договора может быть передан на рассмотрение суда (пункт 5 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ведение сторонами переговоров, урегулирование разногласий в целях заключения основного договора не могут являться основаниями для изменения момента начала течения указанного шестимесячного срока.
Согласно п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другими лицами на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130 ГК РФ).
В силу ст. 550 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч. 2 ст. 434).
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 418 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Из изложенного следует, что обязательство, возникшее из предварительного договора купли-продажи, не связано неразрывно с личностью должника, гражданское законодательство не содержит запрета на переход обязанности осуществить переход права собственности по договору купли-продажи в порядке наследования к наследникам, принявшим наследство.
В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно п. 6 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р. и Васильев В.В., ДД.ММ.ГГГГ.р. заключили предварительный договор, согласно которому продавец обязался в будущем продать, а покупатель купить в общую долевую собственность ? долю земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> и договорились заключить основной договор купли-продажи после оформления продавцом наследственных прав на земельную долю после ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ
Из содержания предварительного договора также следует, что отчуждаемая ? доля земельного участка была оплачена покупателем - Васильевым В.В. при подписании предварительного договора в сумме 30000 рублей, претензий по оплате у сторон не имелось, что также подтверждено копией расписки от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> удостоверена доверенность № на имя Васильева В.В., представляющего интересы ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ согласно которой ФИО3 уполномочила Васильева В.В. на оформление наследственных прав на имущество, оставшееся после умершей ДД.ММ.ГГГГ гражданки – ФИО4, зарегистрированной на день смерти по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> удостоверена доверенность №, выданная ФИО3 на имя Васильева В.В., согласно которой ФИО3 уполномочила Васильева В.В. на продажу принадлежащего ей земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося на территории Поклоновского сельского поселения <адрес>, образованного в результате выдела земельного участка с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ данная доверенность распоряжением № нотариуса <адрес> отменена.
Согласно копии наследственного дела № в отношении ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ., следует, что ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ., о чем составлена запись акта о смерти № и ДД.ММ.ГГГГ. нотариусом <адрес> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р. выдано свидетельство о праве на наследство по закону, после смерти ФИО4 на имущество: ? доля земельной доли с оценкой <данные изъяты> баллогектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного производства. Кадастровый номер объекта №
Согласно копии выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 являлась правообладателем ? доли земельного участка кадастровый №.
Как следует из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ нотариуса <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 умерла и к ее имуществу заведено наследственное дело №, согласно которого наследниками ФИО3 являются в ? доле каждый: - сын Лукшин В.В., ДД.ММ.ГГГГ.р. и дочь Лукшина А.В., ДД.ММ.ГГГГ.р. В наследственное имущество входила также ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер земельного участка №, местоположение территория <адрес>, что также подтверждено копиями свидетельств о праве на наследство по закону выданных Лукшину В.В. и Лукшиной А.В.
Как следует из письменных объяснений Управления Росреестра по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером № уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу <адрес> Права общей долевой собственности зарегистрированы на ? долю за ФИО1, на ? долю за ФИО2, на <данные изъяты> долю за Лукшиной А.В. и на <данные изъяты> долю за Лукшиным В.В.
В ЕГРН запись о регистрации права общей долевой собственности за Васильевым В.В. на земельный участок с кадастровым номером № отсутствует, обращений на переход прав собственности от Лукшиной А.В. и Лукшина В.В. в ЕГРН не поступало.
Кроме того, Управление Росреестра по <адрес> сообщило, что земельный участок с кадастровым номером № обременен арендой (запись о регистрации обременения № от ДД.ММ.ГГГГ., арендатором является <данные изъяты>), что также подтверждено копией договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Из содержания пункта 4 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основной договор должен быть заключен в срок, установленный в предварительном договоре, а если такой срок не определен, - в течение года с момента заключения предварительного договора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что несовершение ни одной из сторон действий, направленных на заключение основного договора, в течение срока, установленного для его заключения, свидетельствует об утрате интереса сторон в заключении основного договора, в силу чего по истечении указанного срока обязательство по заключению основного договора прекращается.
ФИО3 вступила в наследство ДД.ММ.ГГГГ., право на спорный земельный участок зарегистрировано за ней ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией выписки из ЕГРН (<данные изъяты>). В интересах ФИО3 по регистрации права на спорный земельный участок действовал Васильев В.В., который не мог не знать о произведенной регистрации права.
Согласно договора Аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) Васильев В.В., действуя в соответствии с доверенностью от ФИО3, подписал договор аренды с <данные изъяты> согласно данного договора ФИО3 полагалась арендная плата на ? долю земельного участка с кадастровым номером № ежегодно после сбора урожая, в связи с чем, суд считает, что Васильевым В.В., в установленный в предварительном договоре срок, действий, направленных на заключение основного договора, не совершалось.
Изложенный в судебном заседании довод представителя истца Васильева В.В. –Ермилова Т.Ю. о том, что основной договор в срок, установленный в предварительном договоре, не был заключен в связи с отзывом доверенности ФИО3 и её последующей смертью, является несостоятельным, поскольку, учитывая положения пункта 5 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, Васильев В.В. был вправе в течение шести месяцев с момента истечения установленного в предварительном договоре срока обратиться в суд с требованием о понуждении ФИО3, либо её наследников, к заключению основного договора, однако данное право истец не реализовал.
Доводы представителя истца Васильева В.В. – Ермилова Т.Ю. о том, что ФИО3 не подписала основной договор в силу объективных причин, так как требовалось получить отказ от остальных участников общедолевой собственности, истец собирал необходимый пакет документов, является несостоятельным, поскольку - доказательств тому не представлено.
С учётом изложенных выше обстоятельств, суд, пришел к выводу, что основной договор в срок, установленный в предварительном договоре, истцом заключен не был, требования о его заключении от Васильева В.В. к ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., не заявлялось (обратного сторона истца суду не предоставила), как и не совершалось Васильевым В.В. в названный срок действий, направленных на заключение основного договора. Ответчики Лукшин В.В. и Лукшина А.В. не являлись сторонами по предварительному договору, уведомление о необходимости заключить основной договор купли продажи ? доли спорного земельного участка в их адрес направлено 05.04.2023г., то есть спустя три года с момента истечения установленного в предварительном договоре срока. При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░.░░, ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2023░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░