Дело №2-351/2023
УИД 22RS0001-01-2023-000235-67
мотивированное решение
составлено 27 июня 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Коробовой Ю.Е.
при секретаре Тюбиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №2 города Алейска Алтайского края, администрации города Алейска Алтайского края, Комитету по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №2 города Алейска Алтайского края (далее по тексту МБОУ СОШ №2 г.Алейска) о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей по обеспечению безопасности.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки соблюдения антитеррористического законодательства в МБОУ СОШ №2 г.Алейска было установлено, что ответчиками было допущено бездействие и нарушение законодательства о противодействии терроризму. В частности, здание образовательного учреждения МБОУ СОШ №2 г.Алейска, расположенное по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92, не оснащено охранной сигнализацией; не обеспечена охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), отсутствует ограждение территории в соответствии с требованиями. В соответствии с паспортом безопасности объекту присвоена 3 категория, школа является объектом с массовым пребыванием граждан.
Нарушения законодательства об образовании в части не обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также требований антитеррористического законодательства могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создать опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушают их права и законные интересы.
Согласно Уставу МБОУ СОШ №2 г.Алейска указанный объект образования является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником его имущества является городской округ – администрация г.Алейска Алтайского края.
Органом администрации г.Алейска, осуществляющим управление в сфере образования и молодежной политики является Комитет по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска.
Школа находится в ведомственном подчинении Комитета по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска. Комитет осуществляет отдельные полномочия учредителя в части предоставления субсидий.
В соответствии с п.4.4 Устава источниками формирования имущества школы являются, в том числе, имущество и денежные средства, переданные Учредителем.
Бездействие МБОУ СОШ №2 г.Алейска выразилось в непринятии мер по установлению системы охранной сигнализацией; необеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), неустановлению ограждения территории в соответствии с требованиями.
Учитывая, что учредителем школы является администрация г.Алейска, а Комитет по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска осуществляет отдельные полномочия учредителя в части предоставления субсидий, финансирование имущества школы возложено на указанных юридических лиц, вместе с тем указанные полномочия ответчиками не исполняются.
С учетом уточнения требований, истец просил признать незаконным бездействие МБОУ СОШ №2 г.Алейска, администрации г.Алейска, Комитета по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска Алтайского края, по выполнению пп. «а» пункта 17, пп.«а,б,в» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006 в МБОУ СОШ №2 г.Алейска, не осуществлению мероприятий направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), путем ограждения объекта (территории) по периметру здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул. Партизанская, д.92.
Обязать МБОУ СОШ №2 г.Алейска, расположенное по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92, провести мероприятия, указанные в пп. «а,б,в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006, осуществить мероприятия по приведению в соответствие с требованиями подпункта «а» пункта 17 Требований, путем ограждения объекта (территории) по периметру здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92.
Обязать администрацию города Алейска Алтайского края и Комитет по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского края осуществить финансирование МБОУ СОШ №2 г.Алейска в целях выполнения указанных мероприятий.
Установить ответчикам администрации города Алейска Алтайского края и Комитету по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского края срок для совершения действий три месяца с момента вступления решения суда в законную силу, ответчику МБОУ СОШ № 2 г.Алейска в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Кузьменко С.А. просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ СОШ №2 г.Алейска директор школы Горбунова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требования, указала, что для созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, ведется целенаправленная работа по подготовке к установке охранной сигнализации, вопрос обсуждается с председателем Комитета по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска, кроме того, решается вопрос о выделении денежных средств на капитальный ремонт школы, сроки проведения которого запланированы на 2024 год. В школе имеется физическая охрана, согласно штатного расписания, согласованному с председателем Комитета. В 2019 году письменно обращались к председателю Комитета для обеспечения квалифицированной охраны, вопрос обсуждается на уровне Министерства образования Алтайского края, поскольку стоимость указанных услуг составляет порядка 2 000 000 рублей в год. Выделить помещение в настоящее время из имеющихся не представляется возможным, поскольку численность учащихся превышает установленное количество более чем в два раза, ранее свободные помещения были переустроены в учебные кабинеты, в проектно-сметной документации по капитальному ремонту школы в 2024 году, также предусмотрены средства на оборудования помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения. По вопросу отсутствия ограждения, представитель ответчика Горбунова О.В. указала, что у учебного учреждения имеется ограждение по ул.Партизанская, ул.Комсомольская и частного сектора, однако действительно отсутствует ограждение со стороны Мемориала Славы, однако по данной стороне проходят тепловые сети и имеются зеленые насаждения, которые фактически выполняют функции ограждения. На установку металлического забора со стороны Мемориала Славы необходимо 620 000 рублей, ведутся переговоры с Комитетом о выделении средств в 2023 году. На момент рассмотрения дела денежные средства на мероприятия связанные с антитеррористической безопасностью не выделены.
Представитель ответчика администрации г.Алейска Алтайского края Попов А.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований, по доводам изложенным в письменных возражениях, полагал, что администрация г.Алейска не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия переданы Комитету по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска.
Представитель ответчика Комитета по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска Болотова Т.В. в судебном заседании возражала против исковых требований, по доводам, изложенных в письменных возражениях, настаивала, что Комитет не является главным распорядителем денежных средств.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
В силу п.1 Требований настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Согласно п.2 Требований для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)
В соответствии с п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно пп. «д» п.21 Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
В соответствии с п.25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия, в том числе, оснащение объектов (территорий) охранной сигнализацией (пп. «а» п.25 Требований); обеспечение охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. «б» п.25 Требований); оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации)(пп. «в» п.25 Требований).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, зданию МБОУ СОШ №2 г.Алейска, на момент рассмотрения дела присвоена третья категория опасности.
09.12.2022 Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБОУ СОШ №2 г.Алейска, расположенной по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92, по результатам которой установлено, что здание образовательного учреждения МБОУ СОШ №2 г.Алейска, не оснащено системой охранной сигнализации; не обеспечена квалифицированная физическая охрана; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), отсутствует ограждение территорий в соответствии с требованиями. В соответствии с паспортом безопасности объекту присвоена третья категория опасности.
27 декабря 2022 года директором МБОУ СОШ №2 г.Алейска, в адрес Алейского межрайонного прокурора дан ответ, из которого следует, что представление от 09.12.2022 об устранении нарушений антитеррористического законодательства рассмотрено, по выявленным нарушениям приняты следующие меры:
Здание МБОУ СОШ №2 г.Алейска оснащено системой видеонаблюдения, тревожной сигнализацией включающей в себя мониторинг (централизованное наблюдение) за каналом передачи «тревожного сигнала» («нажата КТС») и «реагирование» ГБР на него.
Ведется целенаправленная работа по подготовке к установке охранной сигнализации, вопрос обсуждается с председателем Комитета по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска.
Решается вопрос о выделении денежных средств на капитальный ремонт школы, сроки проведения которого запланированы на 2024 год.
В школе имеется физическая охрана, согласно штатного расписания, согласованному с председателем Комитета. В 2019 году письменно обращались к председателю Комитета для обеспечения квалифицированной охраны, вопрос обсуждается на уровне Министерства образования Алтайского края, поскольку стоимость указанных услуг составляет порядка 2 000 000 рублей в год.
В фойе на 1-м этаже оборудовано место (вахта, ресепшен) для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) Имеется ручной металлодетектор.
Выделить помещение из имеющихся не представляется возможным, в проектно-сметной документации по капитальному ремонту школы в 2024 году, также предусмотрены средства на оборудования помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения.
Имеется ограждение по ул.Партизанская, ул.Комсомольская и частного сектора, однако действительно отсутствует ограждение со стороны Мемориала Славы, однако по данной стороне проходят тепловые сети и имеются зеленые насаждения, которые фактически выполняют функции ограждения. На установку металлического забора со стороны Мемориала Славы необходимо 620 000 рублей, ведутся переговоры с Комитетом о выделении средств в 2023 году.
В 2022 году здание МБОУ СОШ №2 г.Алейска оборудовано инженерно-техническими средствами: системой управления эвакуацией, контроля и управления доступом. В настоящее время для устранения нарушений действующего законодательства требуется порядка 3 500 000 рублей.
Согласно паспорту безопасности МБОУ СОШ №2 г.Алейска, утвержденному 13.12.2022 директором школы Горбуновой О.В., согласованному с начальником Управления ФСБ России по Алтайскому краю полковником Плотниковым Р.П.; начальником Управления Росгвардии по Алтайскому краю, генерал-майором полиции Сафоновым А.Ю.; начальником Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, генерал-майором внутренней службы Макаровым А.В.: система охранной сигнализации в здании школы планируется к установке в срок до декабря 2023 года; обеспечение в учреждении квалифицированной физической охраны предполагается до декабря 2023 года; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) предполагается к установке в срок до декабря 2024 года; оборудовать основные входы объекта (территории), входящие в состав объекта (территории), контрольно-пропускным пунктом (постом охраны) в срок до декабря 2024 год; оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации до 2024 года; установить на входы и на выезды объекта (территории) электронные замки блокировки до 2023 года, привести в соответствие ограждение объекта (территории) по периметру до 2024 года.
С учетом того, что школа относится к тем учреждениям, где необходимо выполнение мероприятий антитеррористической защищенности. На момент рассмотрения дела МБОУ СОШ №2 г.Алейска присвоена третья категория опасности, суд приходит к выводу о необходимости проведения мероприятий, указанных в пп. «а,б,в» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, в МБОУ СОШ №2 г.Алейска, а именно: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), привести в соответствии с п.17 Требований ограждение объекта (территории) по периметру здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92.
Согласно п. 1.3 Устава МБОУ СОШ №2 г.Алейска, утвержденного постановлением администрации г.Алейска Алтайского края от 10 августа 2022 года №788, учредителем школы и собственником ее имущества является городской округ- г.Алейск Алтайского края. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией г.Алейска Алтайского края. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет администрация г.Алейска Алтайского края. Органом администрации г.Алейска Алтайского края, осуществляющим управление в сфере образования и молодежной политики, является Комитет по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска. Школа находится в ведомственном подчинении Комитета. Комитет осуществляет отдельные полномочия Учредителя в части предоставления субсидий.
Пунктом 1.6 Устава предусмотрено, что школа является юридическим лицом, от своего имени заключает договоры, приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, исполняет обязанности. Выступает истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с Положением о Комитете по образованию и делам молодежи администрации г.Алейска, утвержденным решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края 28.05.2014 № 18 (далее по тексту - Положение о Комитете), Комитет является юридическим лицом. Финансовое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета г.Алейска на основании бюджетной сметы. В непосредственном ведении Комитета находятся муниципальные бюджетные образовательные учреждения г.Алейска. Во исполнение целей и задач Комитет осуществляет следующие полномочия, в том числе: обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.Алейска Алтайского края, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществляет контроль за деятельностью подведомственных образовательных учреждений; осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета города Алейска, в отношении подведомственных учреждений( п.п. 1,5, 1.6, 3.5, 3.54 Положения).
В судебном заседании представитель Комитета Болотова Т.В., указала, что Комитет не является главным распорядителем денежных средств, а является получателем денежных средств бюджета, МБОУ СОШ №2 г.Алейска является самостоятельным юридическим лицом, имеет свое финансовое состояние, свой штат. В школе оборудовано все для охраны, следовательно, принято достаточно мер, полагает, что требования прокурора по исполнению мероприятий по антитеррористической безопасности не основаны на законе, со стороны ответчика отсутствую нарушения, законодатель в части сроков исполнения, поскольку законодатель установил для организации образования сроки исполнения мероприятия – два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, то есть с учетом третьей категории опасности, все мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности должны быть исполнены не позднее 31.12.2024.
Суд полагает, что приведенные доводы не основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы антитеррористической защищенности объектов образования.
Кроме того, указание на то, что Комитет не является главным распорядителем денежных средств, противоречит п. 3.54 Положения о Комитете.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних детей и работников учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п. 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы (п.42).
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Поскольку, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности являются обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, то довод представителя ответчика администрации г.Алейска Алтайского края Попова А.А. относительно того, что администрация города является ненадлежащим ответчиком, судом не принимается.
Ответчиками в судебном заседании не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на устранение нарушений, выявленных в ходе проведенной проверки Алейской межрайонной прокуратурой 09.12.2022.
В представленных выписках из сводной бюджетной росписи бюджета г.Алейска на 2022 год и 2023 год отсутствует статья расходов на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму.
Указание представителем ответчика администрации г.Алейска Алтайского края Попова А.А., на преждевременность заявления исковых требований, в виду того, что сроки указанные в акте обследования и категорирования объекта не истекли, судом не принимаются, так как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с ч.13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению в субъектах Российской Федерации мероприятий по реализации программы «Модернизация школьной системы образования», разработанных с учетом пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 №2463 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.01.2022 №15/25пр «Об утверждении программы «Модернизация школьных систем образования», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 №43 «О реализации мероприятий программы «Модернизация школьных систем образования», - целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение единых организационно-технических условий реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по приведению в нормативное техническое состояние общеобразовательных организаций, участвующих в мероприятиях программы» Модернизация школьных систем образования» (далее - программа, программа «Модернизация школьных систем образования») в период с 2022 по 2026 годы, осуществляемой в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в том числе, установление общих подходов к достижению результатов использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что здание МБОУ СОШ №2 г.Алейска, расположенное по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92, не соответствует предъявляемым требованиям; принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении и работников образовательного учреждения, в связи с МБОУ СОШ №2 г.Алейска не обеспечено соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, относящегося к третьей категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации. При этом администрацией города Алейска Алтайского края и Комитетом по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского края, которые обеспечивают финансирование, являются органами местного самоуправления и субъектами антитеррористической деятельности, не обеспечено надлежащее финансирование данных мероприятий, что в свою очередь является незаконным бездействием.
Суд не соглашается с доводом ответчика МБОУ СОШ №2 г.Алейска о том, что в данном случае нельзя признать незаконным бездействия образовательного учреждения, поскольку они обращались в 2019 году в Комитет по образованию и молодежной политике администрации г.Алейска с ходатайством о выделении дополнительного финансирования в размере 1 765 049 рублей на мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, решались иные вопросы, в том числе связанные с необходимостью выделения денежных средств на ограждение территории, обеспечение охраны квалифицированной физической силой, однако до настоящего времени средства выделы не были, ввиду того, что прошел длительный срок времени, и на момент принятия судом решения денежные средства на проведение таких мероприятий не были направлены и работы по антитеррористической защищенности школы не были проведены, то оснований для признания действий законными, как МБОУ СОШ №2 г.Алейска, так и администрации города Алейска Алтайского края, Комитета по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского края не имеется.
Кроме того, стоит отметить, что согласно Методическим рекомендациям по осуществлению в субъектах Российской Федерации мероприятий по реализации программы «Модернизация школьной системы образования», Комитет по образованию и молодежной политике г.Алейска Алтайского края, как главный распорядитель бюджетных средств, не лишен возможности обратиться с заявлении об участии в указанной программе, осуществляемой в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитияе образования» и запросить из краевого бюджета дополнительное финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственного образовательного учреждения в рамках бюджетных полномочий.
Руководствуясь ст.204, ч.2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, объем работ, возможности обеспечения финансирования, особый статус образовательного учреждения и необходимость скорейшего обеспечения его антитеррористической защищенности, с учетом разумности и достаточности, суд определяет срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2024 года.
Руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 города Алейска Алтайского края, Комитета по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского края, по выполнению подпункта «а» пункта 17, подпунктов «а,б,в» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006 в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №2 города Алейска Алтайского края, а именно: не оснащению объекта охранной сигнализацией; не обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не осуществлению мероприятий направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), путем ограждения объекта (территории) по периметру здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул. Партизанская, д.92.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Алейска Алтайского края, расположенное по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92, провести мероприятия, указанные в подпунктах «а,б,в» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006, а именно: оснастить объект охранной сигнализацией; осуществить мероприятия по обеспечению охраны объекта (Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) в срок до 1 сентября 2024 года.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Алейска Алтайского края, в срок до 1 сентября 2024 года осуществить мероприятия по приведению в соответствие с требованиями подпункта «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), путем ограждения объекта (территории) по периметру здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.Партизанская, д.92.
Обязать администрацию города Алейска Алтайского края и Комитет по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского края осуществить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 города Алейска Алтайского края в целях выполнения указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.Е. Коробова
….