Дело №2-677/2023
УИД 09RS0009-01-2023-000619-77
Решение
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 года аул Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующей судьи Карасова А.К., при секретаре Унаджевой Б.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конорезовой И.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Конорезова И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании права собственности на земельный участок. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ года по договору купли-продажи приобрела у Лафишевой Н.А. домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. Денежные средства были переданы Лафишевой Н.А., а ей ключи от дома. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке, вместе с тем, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов зарегистрировать право собственности на земельный участок она не может.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса российской Федерации, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Согласно 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент заключения договора) при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.
Из указанного следует, что ЗК РФ и ГК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ года между Лафишевой Н.А. и Конорезовой И.А. заключен договор купли-продажи, по которому Конорезова И.А. купила, а Лафишева Н.А. продала домовладение, состоящее, в том числе, из жилого дома жилой площадью <данные изъяты> кв.м., возведенных на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,
Договор купли-продажи удостоверен нотариусом <данные изъяты> нотариальной конторы Э.., зарегистрировано в реестре за __№__.
Из договора купли-продажи следует, что указанное домовладение принадлежит Лафишевой Н.А. на основании регистрационного удостоверения __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года и свидетельства о собственности на землю __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из технического паспорта на индивидуальный жилой дом следует, что Лафишева Н.А. на основании регистрационного удостоверения является собственником жилого дома.
Право собственности Конорезовой И.А. на жилой дом с кадастровым номером __№__ зарегистрировано в ЕГРН, запись регистрации права __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Жилой дом с кадастровым номером __№__ расположен на земельном участке с кадастровым номером __№__.
Земельный участок с кадастровым номером __№__, площадью <данные изъяты> кв.м., распложенный по адресу: <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием строительство жилого дома, имеет статус актуальные, ранее учтенные, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из выписки ЕГРН следует, что право собственности Конорезовой И.А. на земельный участок с кадастровым номером __№__, основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года не зарегистрировано.
Из поступившего в суд ответа на запрос следует, что в архиве администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> отсутствует постановление о передаче земельного участка в собственность Лафишевой Н.А.
Вместе с тем, из буквального толкования условий договора, заключенного между Лафишевой Н.А. и Конорезовой И.А., а также ст. 273 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения указанного договора, следует, что земельный участок, с кадастровым номером __№__, площадью <данные изъяты> кв.м., распложенный по адресу: <адрес>, также являлся предметом договора купли-продажи.
Право собственности Лафшевой Н.А. на земельный участок сторонами не оспаривался и установлен в ходе судебного заседания.
Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка содержит предусмотренные законом существенные условия, удостоверен нотариусом. Договор купли-продажи исполнен сторонами. Обязанности продавца по передаче домовладения и покупателя по оплате по договору и принятию домовладения выполнены. Оплата по договору подтверждена.
Кроме того, Конорезова И.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, со ДД.ММ.ГГГГ года.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч. 2); в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Из разъяснений, данных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно абзацу первому пункта 19 указанного постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
Как установлено судом, истец Конорезова И.А. владеет земельным участком непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть с момента передачи ей ключей от жилого дома.
Владение спорным недвижимым имуществом осуществляется истцом открыто, как своим собственным, никакое иное лицо в течение всего срока владения не предъявляло своих прав на данное имущество и не проявляло к нему интереса как к своему собственному.
Владение Конорезовой И.А. земельным участком суд признает добросовестным, поскольку оно осуществляется по соглашению с его предполагаемым собственником о купле-продаже этого имущества.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предметом спора является земельный участок, которыми истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своими собственными на протяжении более 15 лет, правомерные притязания на имущество иных лиц и препятствия для оформления законных прав на объекты недвижимости отсутствуют, суд приходит к выводу, что иск о признании права собственности подлежит удовлетворению.
Возражений относительно признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимости, а также доказательств, опровергающих доводы истца и установленные судом обстоятельства, ответчиком суду не представлено.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Конорезовой И.А. к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Конорезовой И.А. (паспорт серии __№__ выдан ТП ОФМС России по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года) прав собственности на земельный участок, декларированной площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером __№__, расположенный по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности за Конорезовой И.А. (паспорт серии __№__ выдан ТП ОФМС России по <данные изъяты> районе ДД.ММ.ГГГГ года) на земельный участок, декларированной площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером __№__, расположенный по адресу: Карачаево<адрес>, по заявлению Конорезовой И.А..
В удовлетворении исковых требований Конорезовой И.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Адыге-Хабльский районный суд КЧР в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2023 года.
Судья
Адыге-Хабльского районного суда Карасов А.К.