№ 2-454/2023
56RS0005-01-2023-000544-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 10 июля 2023 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Фроловой С.И.,
при секретаре судебного заседания Берлиной Е.С.,
с участием старшего помощника Абдулинского межрайонного Борзенко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «СОШ № 3», Управлению образования администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «СОШ № 3», Управлению образования администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, указав в его обоснование, что межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения образовательными организациями Абдулинского городского округа требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе о создании безопасных условий обучения и воспитания детей, обеспечивающих их жизнь и здоровье, выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что МБОУ «СОШ № 3» законодательство в указанной сфере исполняется ненадлежащем образом, здание школы не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. МБОУ «СОШ № 3» является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение основной деятельности образовательного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет Управление образования муниципального образования Абдулинский городской округ. Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не обеспечивает в полной мере исполнение требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности и безопасность школьников во время учебного процесса, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Прокурор просит суд обязать МБОУ «СОШ № 3» в срок до ... оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здание МБОУ «СОШ № 3», расположенное по адресу: ....
В судебном заседании старший помощник Абдулинского межрайонного прокурора Борзенко Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков МБОУ «СОШ № 3», Управления образования администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В заявлении директор МБОУ «СОШ № 3» Саморукова Л.Ю. просила рассмотреть дело в её отсутствие в связи с нахождением в отпуске.
Выслушав прокурора, участвующего в деле в качестве процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. При этом, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством – участником конвенции (Российская Федерация – участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно пункту 3 статьи 5 ФЗ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно части 1 статьи 19 Закона Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» в образовательных организациях Оренбургской области создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся.
В целях реализации положений пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - «Требования»).
В соответствии с пунктом «д» статьи 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (ред. от 05.03.2022) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляются, среди прочих мероприятий, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что 30.05.2023 Абдулинской межрайонной прокуратурой проводились проверки исполнения образовательными организациями Абдулинского городского округа требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе о создании безопасных условий обучения и воспитания детей, обеспечивающих их жизнь и здоровье.
Проверкой установлено, что здание МБОУ «СОШ № 3», расположенное по адресу: ..., не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности учреждения, и негативно сказываются на безопасности обучающихся, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая защищенность объекта, что противоречит действующему законодательству, а именно требованиям статей 2 и 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статья 28 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
... в адрес директора МБОУ «СОШ № 3» вносилось представление об устранении нарушений законодательства ..., в котором указывалось на неисполнение МБОУ «СОШ № 3» требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе о создании безопасных условий обучения и воспитания детей, обеспечивающих их жизнь и здоровье. Причинами и условиями нарушения закона явились ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами МБОУ «СОШ № 3», а также слабый контроль со стороны руководства. В представлении содержалось требование прокурора о безотлагательном рассмотрении настоящего представления с участием представителя межрайонной прокуратуры с уведомлением о времени и месте его рассмотрения; принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих, и недопущении подобных фактов в дальнейшем; рассмотрении вопроса об ответственности виновных лиц; о сообщении прокурору в письменной форме о результатах рассмотрения и принятых мерах в установленные законом сроки.
Вместе с тем, после принятия мер прокурорского реагирования, выявленные недостатки не устранены, что отражено в рапорте помощника межрайонного прокурора Тюрина А.Е.
В ответе директора МБОУ «СОШ № 3» от ... ... на имя Абдулинского межрайонного прокурора указано, что протест удовлетворен, составлен сметный расчет (смета) ... на монтаж системы оповещения и управления эвакуацией (антитеррор). Также издан приказ ... от ... о применении к заместителю директора по АХЧ МБОУ «СОШ № 3» Захарову Н.М. дисциплинарного взыскания в виде замечания.
МБОУ «СОШ № 3» является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах – отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения – не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы в области образования неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, учитывая конституционный принцип приоритета интересов детей, их жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает исковые требования Абдулинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СОШ № 3», Управлению образования администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о понуждении к совершению действий, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая решение, обязывающее ответчика – МБОУ «СОШ № 3» оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здание МБОУ «СОШ № 3», расположенное по адресу: ... ..., руководствуясь положением статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает необходимым установить разумный срок для исполнения ответчиком решения суда до ..., как определил в исковом заявлении прокурор.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Абдулинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «СОШ № 3», Управлению образования администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №3» в срок до ... оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ № 3», расположенное по адресу: ....
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья С.И. Фролова
Мотивированное решение изготовлено ....