Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-259/2023 ~ М-239/2023 от 29.08.2023

УИД 56RS0004-01-2023-000309-97

Дело № 2–259/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка                                         10 октября 2023 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Зарицком Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы администрации Хортицкого сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество – сооружение (водозаборная скважина №8),

УСТАНОВИЛ:

глава администрации Хортицкого сельсовета Александровского района Оренбургской области Никулин А.П. обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, в обосновании которого указано, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на учет в качестве бесхозяйного принят объект недвижимого имущества – сооружение, водозаборная скважина №8, с кадастровым номером , о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи. Со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество.

Просил суд признать за муниципальным образованием Хортицкий сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество - сооружение, водозаборная скважина №8, с кадастровым номером , глубиной 80 метров, расположенную по адресу: <адрес>

В судебное заседание представители заявителя – администрации Хортицкого сельсовета и заинтересованного лица - администрации Александровского района Оренбургской области, не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд в порядке статьи 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются иные вопросы, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений отнесены вопросы организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В части 5 статьи 8 вышеуказанного закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случаев выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что заявитель обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сооружений водоснабжения и водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения и водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 2 статьи 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Хортицкого сельсовета Александровского района Оренбургской области находится объект недвижимого имущества: сооружение - водозаборная скважина №8, с кадастровым номером , которое отсутствует в реестре муниципального имущества Александровского района Оренбургской области (уведомление об отказе № 012 в выдаче выписки из реестра муниципального имущества Александровского района Оренбургской области № 687 от 20 февраля 2023 года, л.д.11-12); процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» не проходил и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области (сообщение ТУ Росимущества в Оренбургской области № 56-НБ-01/6996 от 3 ноября 2022 года, л.д.7-8); процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходил (уведомление об отсутствии информации в реестре государственного имущества Оренбургской области № 305 от 10 ноября 2022 года, л.д.9-10).

Как следует из информации, предоставленной ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» № 3874 от 3 ноября 2022 года - в архиве ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» отсутствует техническая документация на вышеуказанный объект недвижимости (л.д.13).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах объект недвижимости с кадастровым номером – сооружение коммунального хозяйства (назначение), водозаборная скважина №8 (наименование), местоположение – <адрес>, глубиной 80 метров, ДД.ММ.ГГГГ года завершения строительства. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д.14).

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не имеет собственника, то есть является бесхозяйным недвижимым имуществом.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГПК РФ).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 вышеуказанного Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом о регистрации к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с положениями статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности

Как следует из материалов дела, объект недвижимого имущества «Водозаборная скважина» с кадастровым номером № поставлен на кадастровый на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, дата присвоения кадастрового номера – 1 сентября 2016 года (л.д.22-23).

Вместе с тем, из ответа на запрос от 10 октября 2023 года № 553 администрации Хортицкого сельсовета Александровского района Оренбургской области, следует, что на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества вышеуказанный объект не поставлен (л.д.25).

Таким образом, учитывая, что сооружение коммунального хозяйства (назначение), водозаборная скважина №8 не принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в установленном порядке и не соблюден порядок постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, предусмотренный статьей 225 ГК РФ, основания для удовлетворения заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-259/2023 ~ М-239/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Хортицкого сельсовета
Другие
Администрация Александровского района
Суд
Александровский районный суд Оренбургской области
Судья
Беймлер П.Ю.
Дело на сайте суда
aleksandrovsky--orb.sudrf.ru
29.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2023Передача материалов судье
30.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Дело оформлено
24.11.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее