Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-348/2023 ~ М-202/2023 от 30.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2023 г.     г. Ахтубинск

Астраханская область

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глазуновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Ватутина, д. 18А, гражданское дело № 2-348/2023 по исковому заявлению Нечаева А.Г. к Отделению Фонда социального и пенсионного страхования по Астраханской области о производстве перерасчета страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с требованием к Отделению Фонда социального и пенсионного страхования по Астраханской области (далее ОСФР по Астраханской области) о производстве перерасчета страховой пенсии по старости, указав в его обоснование о том, что 27 декабря 2022 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом размера заработной платы, отраженной в его партийном билете по периоду работы в профсоюзном комитете. 28 декабря 2022 г. принято решение об отказе в перерасчете размера пенсии, так как не представлены документы, подтверждающие невозможность установления виновных лиц в уничтожении первичных документов. С данным решением не согласен, считает его незаконным, поскольку данные отраженные в его партийном билете позволяют оценить его индивидуальную заработную плату и их учет может привести к повышению размера пенсии. Просит признать решение ОСФР по Астраханской области № 196804/22 от 28 декабря 2022 г. незаконным, обязать ОСФР по Астраханской области произвести перерасчет страховой пенсии по стрости с учетом заработной платы, отраженной в партийном билете с 1 января 2022г. с учетом требований пункта 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец Нечаев А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОСФР по Астраханской области Перова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме возражала против удовлетворения требований по основаниям и доводам, изложенным в возражениях на иск, дело просила рассмотреть в ее отсутствие. Из возражений на иск следует, что 1 января 2023 г. ОПФР по Астраханской области реорганизовано в ОСФР по Астраханской области во исполнение Федерального закона от 14 июля 2022г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Никто не вправе лишить гражданина таких гарантий.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В силу статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно частям 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону.

Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно статье 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В соответствии пунктами 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав.

Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 16\19п, определено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или0 иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, в том числе в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2013 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем, архивные справки, выданные в соответствии с требованием законодательства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

Судом установлено, что Нечаев А.Г. со 2 июля 2021 г. является получателем страховой пенсии по старости, которая назначена в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Расчет размера страховой пенсии произведен на основании данных из заработной платы за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г. отношение по заработной плате составило 0,291.

27 декабря 2022 г. Нечаев А.Г. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом сведений о заработной плате за период с 1983 г. по 1990 г. на основании сведений об уплате членских взносов в партийном билете от 12 октября 1983 г. за 1983-1990 гг.

Решением ГУ-Отделения ПФР по Астраханской области от 28 декабря 2022 г. № 196804/22 Нечаеву А.Г. отказано в перерасчете размера пенсии, так как отсутствуют данные об обстоятельствах, позволяющих принять в качестве косвенного документа партийный билет.

Согласно партийному билету от 12 октября 1983 г., выданному Ахтубинским горкомом КПСС Астраханской области, имеются сведения о размере ежемесячной заработной платы Нечаева А.Г. и уплате членских взносов за период с сентября 1983 г. по март 1991г.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.

Согласно сведениям трудовой книжки, Нечаев А.Г. в период с 1983 по 1991 г. работал в Ахтубинская «Трансельхозтехника», в Ахтубинском производственном объединении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, в Ахтубинском Агропромснабе, в Ахтубинском инженерно-техническом объединении, в Ахтубинском АТП «Агропромснаб».

Согласно Устава КПСС члены партии были обязаны ежемесячно уплачивать членские взносы.

Пунктом 1 Инструкции о членских взносах членов и кандидатов в члены КПСС, утвержденной Секретариатом ЦК КПСС 18 сентября 1967 г. предусмотрено, что в соответствии с параграфом 71 Устава КПСС ежемесячные членские взносы для членов партии и кандидатов устанавливаются в следующем размере имеющие заработок в месяц: до 50 рублей вносят 10 копеек, от 51 до 100 рублей вносят 0,5 процента, от 101 до 150 рублей вносят 1,0 процента, от 151 до 200 рублей вносят 1,5 процента, от 201 до 250 рублей вносят 2,0 процента, от 251 до 300 рублей вносят 2,5 процента, свыше 300 рублей вносят 3,0 процента месячного заработка.

Согласно пункта 6 Инструкции каждый член и кандидат партии ежемесячно лично вносит членские взносы в партийную организацию, на учете в которой он состоит.

В пункте 7 Инструкции указано, что уплата членских взносов коммунистами, имеющими твердые месячные оклады зарплаты, должна производиться, как правило, в том же месяце, за который они получают зарплату (в январе за январь и т.д.) или в начале следующего месяца, при получении зарплаты за вторую половину месяца. Секретарь первичной или цеховой партийной организации при приеме членских взносов обязан записать принятую сумму в партийном билете или кандидатской карточке коммуниста, поставить штамп об уплате членских взносов, свою подпись и записать полученные взносы в ведомость (форма № 1).

Тем самым, в партийный билет вносились записи о ежемесячной заработной плате, с которой уплачивались партийные взносы.

Таким образом, Нечаев А.Г. из-за отсутствия первичных документов о заработной плате (лицевых счетов, ведомостей, справок) не может реализовать свое право на перерасчет размера страховой пенсии по старости из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы.

Представленный Нечаевым А.Г. партийный билет является документом, косвенно подтверждающим его фактический заработок в указанный период, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка. Факт принадлежности истцу данного партийного билета, в котором указан его заработок, ответчиком не оспаривается. Сведения о размере заработной платы членов КПСС в партийный билет вносились исходя из ведомостей о заработной плате, предоставляемых бухгалтерией.

Вина работника в том, что работодателем не сохранены в установленном порядке сведения о заработке, отсутствует.

Исходя из приведенных норм закона, с учетом того, что истцом был представлен партийный билет, в котором имеются сведения о размере заработной платы, из которого можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца, то суд приходит к выводу о том, что перерасчет пенсии возможно произвести исходя из заработной платы истица с 1 сентября 1983 г. по 31 марта 1991 г. по партийному билету от 12 октября 1983 г., выданному Ахтубинским горкомом КПСС Астраханской области.

Решение ГУ-Отделения ПФР по Астраханской области от 28 декабря 2022 г. № 196804/22 об отказе в перерасчете Нечаеву А.Г. размера страховой пенсии по старости является незаконным.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

В соответствии с пунктом 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (введен Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2022 г.) в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии.

Принимая во внимание вышеизложенное, положения пункта 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" требования истца о признании решения незаконным, о производстве перерасчета страховой пенсии по старости по партийному билету с 1 января 2022 г. подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Вместе с тем в целях предоставления дополнительных гарантий гражданам-пенсионерам при обращении их в суд с исками по требованиям, вытекающим из пенсионных отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям в Налоговом кодекса Российской Федерации установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ). Однако Отделение Фонда социального и пенсионного страхования по Астраханской области также освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Нечаева А.Г. (СНИЛС ) к Отделению Фонда социального и пенсионного страхования по Астраханской области (ОГРН 1023000822855 ИНН 3015015527) о производстве перерасчета страховой пенсии по старости, удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области 28 декабря 2022 г. № 196804/22 об отказе в перерасчете Нечаеву А.Г. размера страховой пенсии по старости с учетом сведений о заработной плате по партийному билету незаконным.

Обязать Отделение Фонда социального и пенсионного страхования по Астраханской произвести с 1 января 2022 г. перерасчет размера страховой пенсии Нечаеву А.Г. с учетом сведений о заработной плате по партийному билету от 12 октября 1983 г., выданному Ахтубинским горкомом КПСС Астраханской области за период с 1 сентября 1983 г. по 31 марта 1991 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд <адрес>.

Судья                             И.В. Лябах

2-348/2023 ~ М-202/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нечаев Александр Григорьевич
Ответчики
Отделение Фонда социального и пенсионого страхования по Астраханской области
Клиентская служба в Ахтубинском районе ОФС и ПС по Астраханской области
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Лябах И.В.
Дело на странице суда
ahtubinsky--ast.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2023Передача материалов судье
31.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2023Подготовка дела (собеседование)
14.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2023Судебное заседание
15.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2023Дело оформлено
24.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее