Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-624/2023 ~ М-408/2023 от 15.06.2023

Дело № 2-624/2023

УИД: 21RS0001-01-2023-000531-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Легостиной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Кабаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Мышняковой М.С. к администрации города Алатыря Чувашской Республики о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, по договору социального найма специализированного жилого помещения, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Сейидовой Р.А., Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Мышнякова М.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение, мотивировав требования тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители, мать – ФИО и отец – ФИО1, умерли 17.10.2016 г. и 02.02.2005 г. соответственно.

После смерти матери ФИО, она и ее родная сестра, ФИО2, остались без попечения родителей. Родственников у них не было.

Постановлением администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 01.12.2016 г. в отношении нее и ее сестры, ФИО2, учреждена опека, опекуном назначена Сейидова Р.А.

С ноября 2016 г. она проживает в принадлежащей на праве собственности Сейидовой Р.А. квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Обучается она по очной форме обучения на лечебном факультете в <данные изъяты>.

Она включена в соответствующий список по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно сообщению Отдела образования и молодежной политики администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 15.05.2023 г., по состоянию на 15.05.2023 г. она значится в списке под № 24. На момент рассмотрения дела жилое помещение ей не предоставлено.

Обучение по очной форме обучения в <данные изъяты> не является препятствием для реализации ее права на жилье.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просила обязать администрацию города Алатыря Чувашской Республики предоставить Мышняковой М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям города Алатыря Чувашской Республики.

В судебном заседании истец Мышнякова М.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в настоящее время она является студенткой 2 курса <данные изъяты>, проживает в общежитии по месту учебы. У нее имеется доля в квартире ее матери, но в данной квартире проживает ее брат вместе со своей семьей.

Представитель истца Мышняковой М.С. – адвокат Кравченко А.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснила, что Мышнякова М.С. была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском, поскольку жилье ей до настоящего времени не предоставлено, а жить ей негде. Полагает, что решение суда даст возможность истцу получить жилье.

Представитель ответчика – администрации г. Алатырь Чувашской Республики, ведущий специалист-эксперт правового отдела Курочкина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. По существу спора пояснила, что предоставление жилого помещения вне очереди Мышняковой М.С. нарушит права и законные интересы других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мышнякова М.С. в данном списке стоит номером 24.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Сейидова Р.А. в судебном заседании исковые требования считала подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что Мышнякова М.С. проживает и учится в <адрес>. На каникулы и в праздничные дни Мышнякова М.С. приезжает в г. Алатырь и проживает в ее (Сейидовой Р.А.) однокомнатной квартире. В квартире матери истца проживает ее (Мышняковой М.С.) брат, поэтому истец не имеет возможности проживать в этой квартире. Сестре Мышняковой М.С. – ФИО2 жилое помещение было представлено на основании решения суда.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены общие принципы поддержания и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (п. 7).

Указанным положениям Федерального законодательства соответствуют и требования п. 10 ст. 6 Закона Чувашской Республики от 24.11.2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», предусматривающие, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 указанной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 названной статьи. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Мышнякова М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> (свидетельство о рождении выдано ДД.ММ.ГГГГ <адрес>), относится категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Ее отец ФИО1 умер 02.02.2005 г. (свидетельство о смерти <данные изъяты>).

Мать ФИО умерла 17.10.2016 г. (свидетельство <данные изъяты>).

Постановлением администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 01.12.2016 г. Сейидова Р.А. назначена опекуном над несовершеннолетней Мышняковой М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 27.03.2018 г. Мышнякова М.С. принята на учет в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно выпискам из ЕГРН от 12.05.2023 г. и от 21.06.2023 г., Мышняковой М.С. с 20.07.2017 г. принадлежит на праве собственности 4/9 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 35,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Актом, утвержденным главой администрации г. Алатырь Чувашской Республики 23.03.2018 г., установлен факт невозможности проживания Мышняковой М.С. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, так как площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Мышнякова М.С. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли: отец ФИО1 – 02.02.2005 г., мать ФИО – 17.10.2016 г., достигла возраста 18 лет, с 27.03.2018 г. состоит в списке очередности на получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. № 42 «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1, 6 и 7 части 1 статьи 11 названного Закона, по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 названного Закона, или по предоставлению указанной категории граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, и делегированными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 5 части 1 статьи 11 названного Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

В ст. 14.7 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» предусмотрено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления муниципальных округов и городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются в республиканском бюджете Чувашской Республики в виде субвенций в объеме, утверждаемом законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Распределение средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на реализацию государственных полномочий Чувашской Республики, передаваемых в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 названного Закона, между бюджетами муниципальных округов и городских округов осуществляется пропорционально количеству граждан, имеющих право на получение специализированных жилых помещений, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой в соответствии с частью 3 названной статьи, социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера этих средств, в размере 33 квадратных метров в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, и объема средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2013 г. № 292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который предусматривает, что предоставление указанным в пункте 1.1 названного Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».

Довод представителя администрации г. Алатырь Чувашской Республики о том, предоставление Мышняковой М.С. жилья вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд признает необоснованным.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий и не может служить основанием для отказа в обеспечении жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Мышняковой М.С. к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, по договору социального найма специализированного жилого помещения, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ 1022101630363, ░░░ 2122002506, ░░░ 212201001) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2023 ░░░░.

2-624/2023 ~ М-408/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мышнякова Марина Сергеевна
Ответчики
администрация г. Алатыря Чувашской Республики
Другие
Кравченко Аэлита Викторовна
Министерство финансов Чувашской Республики
Сейидова Раиса Андреевна
МИнистертсво строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Суд
Алатырский районный суд Чувашской Республики
Судья
Легостина
Дело на сайте суда
alatirsky--chv.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Дело оформлено
09.01.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее